Генетики прочитали 1526 геномов бантуговорящих африканцев

И подтвердили, что предки этих людей расселились из Западной и Центральной Африки

Палеогенетики исследовали ДНК 1763 африканцев, 1526 из которых представляли 147 популяций носителей языков банту. Ученые подтвердили, что эти языки распространились благодаря серии миграций выходцев из Западной и Центральной Африки, начавшихся около четырех—шести тысяч лет назад. Заселив новые земли, бантуговорящие земледельцы получили заметный вклад в генофонд со стороны более древнего местного населения. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

В настоящее время около 350 миллионов человек говорят более чем на 500 языках банту, распространенных в Африке к югу от Сахары. Считается, что около четырех—шести тысяч лет назад эти языки начали распространяться из Западной и Центральной Африки вместе с земледельческим населением во время так называемой миграции банту, в ходе которой они вытесняли или ассимилировали более древних жителей разных регионов. Во время этих миграции земледельцы расселились по регионам с разными климатическими условиями и биомами, вынудив охотников-собирателей отступить на менее привлекательные для жизни земли, например вглубь тропических лесов (пигмеи) или пустынь (сан).

Группа ученых во главе с генетиком Кариной Шлебуш (Carina Schlebusch) из Уппсальского университета исследовала ДНК 1763 африканцев из 14 стран, 1526 из которых относились к 147 популяциям, говорящим на языках банту, причем генофонд 117 популяций изучался впервые. Оставшиеся 237 человек также представляли популяции, проживающие к югу от Сахары, но говорящие на языках других семей. Дополнительно ученые секвенировали ДНК 12 человек, живших примерно 688–97 лет назад, останки которых нашли на памятниках позднего железного века, расположенных на территориях современных Замбии и ЮАР.

Исследователи подтвердили, что предки современных бантуговорящих народов первоначально проживали в Западной Африке, где наблюдается наиболее высокий уровень генетического разнообразия. Расселившись по континенту, эти люди смешались с местным населением. Так, народы, говорящие на языках афразийской семьи, внесли заметный вклад в генофонд бантуговорящего населения Кении и Уганды, охотники-собиратели тропического леса (пигмеи) — в генофонд жителей Демократической Республики Конго и Центральноафриканской Республики, а группа народов сан (бушмены) — в генофонд носителей языков банту из ЮАР, Ботсваны, Замбии и Намибии.

История генофонда большинства изученных популяций оказалась во многом похожа. Например, их эффективный размер вырос за последние 10–30 поколений. При этом достаточно сильно от остальных отличались популяции химба и гереро, большая часть представителей которых проживает в современной Намибии. Ученые обнаружили в геномах этих людей признаки инбридинга, высокий уровень гомозиготности, а также влияние эффекта основателя. Возможно, это результат того, что предки этих людей находились в генетической изоляции после миграции на юго-запад Африки, или же это следствие культурных практик, например эндогамных браков.

Исследователи обнаружили, что, по-видимому, после первоначального расселения бантуговорящего населения по субэкваториальной Африке примерно по тем же маршрутам происходили дополнительные миграции, в результате которых более поздние переселенцы, возможно, пришли на смену более ранним, в том числе вытеснив их язык. По данным ученых, это накладывает ограничения на изучение истории миграции банту только с помощью лингвистических методов.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, как формировались популяции средневековых суахилийских городов. Генетики выяснили, что они сложились в основном в результате смешения, начавшегося около тысяч лет назад, местных африканских женщин, говоривших на языках банту, а также мужчин-мигрантов, по-видимому, из Персии. Кроме того, небольшой вклад в эти популяции внесли выходцы из Индии.

Люцзянский человек умер между 33 и 23 тысячами лет назад