Разрезы на туше мамонтенка Юки сделали древние люди

Это подтвердил экспериментально-трасологический анализ

Российские ученые провели трасологический анализ повреждений, обнаруженных на шкуре мамонтенка Юки, и подтвердили, что часть из них сделали древние люди с помощью каменных орудий. По-видимому, около 40 тысяч лет назад охотники-собиратели добрались до туши животного вскоре после его гибели. Результаты исследования представлены в журнале Археологические вести.

В 2009 году на севере Якутии нашли одну из самых известных мумий шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius) — мамонтенка, получившего прозвище Юка. Спустя год примерно 300-килограммовое тело животного извлекли из плейстоценовых отложений и вскоре передали в руки ученых. Юка был особью шести—девяти лет и жил, судя по радиоуглеродному анализу, около 40 тысяч лет назад. Долгое время исследователи предполагали, что останки принадлежали юной самке, но анализ ДНК показал, что на самом деле эта особь была самцом.

Ученые отмечали, что, по-видимому, Юка погиб самостоятельно — он провалился в термокарстовое озеро. Но прежде чем его тело законсервировалось на десятки тысяч лет, вероятно, оно непродолжительное время оставалось доступным для падальщиков и древних охотников-собирателей. Чтобы это подтвердить или опровергнуть, группа российских ученых во главе с Натальей Ахметгалеевой (Natalia Akhmetgaleeva) из Курчатовского краеведческого музея провела экспериментально-трасологическое исследование мумии мамонтенка.

В экспериментах исследователи использовали несколько реплик древних орудий: крупную кремневую пластину, обсидиановую пластинку, с двух сторон обработанное острие из яшмы, а также составное орудие из деревянной рукояти и кремневых вкладышей. Кроме того, они взяли два типа ножей: современный стальной и кованый железный нож якутских охотников. С помощью этих предметов ученые разрезали шкуры различных животных, в том числе одной особи мамонта, чтобы затем сравнить характеристики получившихся следов с повреждениями, присутствующими на шкуре Юки.

Проведенные эксперименты показали, что на туше мамонтенка действительно присутствуют следы, оставленные человеком. Причем исследователи считают, что они были сделаны в древности с помощью каменных орудий. Судя по полученным результатам, лучше всего для разделки туши мамонта подошла крупная кремневая пластина, размер которой составлял 15,5×4,8×1,8 сантиметра. Похожие предметы, по данным ученых, известны в так называемой чиркуоской археологической культуре, которая существовала на территории современной Якутии на раннем этапе эпохи верхнего палеолита, то есть у охотников-собирателей, живших в то же время, что и Юка.

Исследователи отметили, что, по-видимому, древний человек вскоре после гибели мамонтенка добрался до его тела и вырезал куски шкуры. Вероятно, он сделал это, чтобы не только или не столько заполучить часть шкуры, но и добыть жир, мясо и внутренние органы животного. По мнению ученых, возможно, большая часть тела Юки сохранилась неповрежденной из-за того, что ценные с пищевой точки зрения части — конечности и хобот — находились в мерзлой воде, когда тушу обнаружили и охотники-собиратели, и дикие животные.

Мумии древних животных находят не только в Сибири, но и в других регионах нашей планеты. Например, золотодобытчики обнаружили мумию шерстистого мамонтенка во время работ в Клондайке. Она принадлежала самке, которая жила больше 30 тысяч лет назад.

«Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных»