Пандемия ускорила развитие словарного запаса у детей

Но затормозила развитие личностно-социальной сферы

Канадские педиатры выяснили, что у детей, росших во время пандемии ковида, в возрасте двух лет возникает меньше трудностей при решении интеллектуальных задач, и у них наблюдаются более высокие баллы при решении таких задач по сравнению с детьми, выросшими до пандемии. Однако, как сообщается в JAMA Network Open, дети из группы пандемии имели больший риск возникновения трудностей в личностно-социальной сфере. При этом в возрасте четырех с половиной лет дети из пандемийной группы имели больший словарный запас, зрительную память и общую когнитивную работоспособность.

Ученые продолжают исследовать долгосрочные эффекты пандемии на развитие детей. Большинство исследований у детей и подростков во время пандемии сосредоточены на социально-эмоциональных последствиях, а лонгитюдные исследования и метаанализы показывают, что распространенность проблем с психическим здоровьем возросла во время пандемии по сравнению с допандемийными временами уровнями. При этом лишь в немногих исследованиях изучалось влияние пандемии на нейрокогнитивные функции у детей.

Врачи под руководством Кэтрин Файнголд (Katherine Finegold) из Университета Торонто оценили, как пандемия повлияла на когнитивные способности дошкольников. Для этого они исследовали показатели когнитивного развития детей в два и четыре с половиной года, ранний возраст которых пришелся на разгар пандемии (их обследовали после 11 марта 2020 года — даты, когда Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию ковида). Детей из контрольной группы обследовали до этой даты.

Всего в возрасте 24 месяцев обследовали 258 детей были обследованы до пандемии и 460 — во время пандемии. В возрасте 54 месяцев 417 детей были обследованы до пандемии, а 286 — во время пандемии. Демографические характеристики детей и их родителей значимо не отличались между группами.

В два года у детей из группы пандемии была более высокая оценка в тестах на решение проблем по сравнению с контрольной группой (р < 0,001), однако у них также наблюдался более высокий риск трудностей в личностно-социальной сфере (р = 0,02). Примечательно, что и мелкая моторика была значительно лучше развита у детей в группе пандемии, причем длительность воздействия пандемии было линейно связано с улучшением мелкой моторики в два года. Результаты оставались статистически значимыми после исключения детей с известными диагнозами нарушения развития нервной системы.

В 54 месяца (4,5 года) дети, которые росли во время пандемии, имели значительно более широкий словарный запас (р = 0,04) и набирали больше баллов в тестах на зрительную память (р = 0,02) по сравнению с контрольной группой. Также врачи отметили у исследуемой группы более высокие совокупные оценки когнитивных функций (р = 0,02). При этом ученые не выявили существенных различий в социально-эмоциональном функционировании детей между группами.

Это исследование показывает неожиданные положительные воздействия пандемии ковида на когнитивные функции детей. Однако из-за большого количества ограничений (низкая социально-экономической вариабельность групп, несовершенный статистический анализ, малое число возрастных групп для сравнения) в дальнейшем ученые планируют еще подробнее изучить влияние пандемии на развитие детей — как пренатальное, так и в более старшем возрасте.

Пандемия повлияла не только человека, но и на климат. Недавно мы рассказывали, что за два года пандемии ковида мировая экономика произвела 18,5 миллиона тонн выбросов углекислого газа из-за использования медицинских масок.