Пострадали дети, которым во время пандемии было от трех до пяти лет
Японские ученые пронаблюдали за двумя когортами детей из пригорода Токио, у которых период пандемии ковида пришелся на возраст с года до трех лет и с трех до пяти лет, и выяснили, что дети, которые пережили пандемию в возрасте от трех до пяти лет, в среднем отстают в нервно-психическом развитии на 4,39 месяца по сравнению со сверстниками, которые росли в обычное время. Как сообщается в JAMA Pediatrics, на эту задержку могла оказать значимое влияние депрессия у родителей.
Пандемия ковида повлияла на самые разные факторы внешней среды, от которых зависит развитие ребенка: от взаимоотношений в семье до культуры общества. Уже известно о том, что пандемия и локдауны повысили риск развития различных заболеваний и состояний у детей: от увеличения веса и времени, проведенного у экрана, до психических болезней. Кроме того, систематические обзоры и метаанализы показали, что пандемия негативно повлияла на успеваемость детей школьного возраста, особенно среди учащихся начальной школы и детей из низших социально-экономических слоев. Однако не конкретных оценок влияния пандемии на развитие детей раннего возраста.
В некоторых исследованиях ученые находили признаки нарушения эмоций и трудностей с саморегуляцией в период локдауна у детей в возрасте от двух до пяти лет. Например, японские дошкольники, посетившие концерт в детском саду во время пандемии, продемонстрировали более высокие социально-эмоциональные навыки, чем их сверстники, которые не ходили на концерт.
Чтобы внести ясность в этот вопрос, группа ученых под руководством Корю Сато (Koryu Sato) из Киотского университета исследовала развитие детей в возрасте 1, 3 и 5 лет, которые посещали аккредитованные детские сады в муниципалитете, расположенном в пригороде Токио. Развитие ребенка оценивалось с помощью шкалы KIDS, которую для этих целей применяют в Японии: родителей просят ответить на вопросы в анкете о физической активности ребенка, его речи и отношениях с детьми и взрослыми. Анкета содержит 142 пункта для детей младше трех лет и 133 для детей старше трех лет. Ученые исследовали, как пандемия повлияла на развитие детей в зависимости от того, на какой возраст она пришлась: от года до трех лет или от трех до пяти лет. Оценку проводили в три и в пять лет соответственно.
Выборка детей, которая подверглась воздействию пандемии, включала 447 детей в возрастной группе от одного года до трех лет (201 девочка и 246 мальчиков) и 440 детей в возрастной группе от трех до пяти лет (200 девочек и 240 мальчиков). После корректировок эти когорты не отличались от групп сравнения — детей того же возраста, которые росли и развивались без воздействия пандемии. Кроме того, ученые рассматривали и другие доступные факторы, которые могли бы повлиять на связь пандемии и развития детей.
В возрастной группе от одного до трех лет ученые не нашли отрицательной связи между пандемией и общим развитием. Наоборот, ассоциации оказались положительными для физической моторики, речи и отношений с детьми и взрослыми. Однако в возрастной группе от трех до пяти лет дети в возрасте пяти лет отставали в общем развитии на 4,39 месяца по сравнению с группами сравнения. Это отражалось на всех категориях оценки развития.
При этом качество ухода за детьми в детском саду во время пандемии было положительно связано с общим развитием в возрасте трех лет, а депрессия родителей во время пандемии, по-видимому, усиливала негативную связь между пандемией и общим развитием в возрасте пяти лет. В этих ассоциациях не было особой разницы между мальчиками и девочками, за исключением группы от одного до трех лет, где у девочек наблюдалась более сильная положительная связь, чем у мальчиков.
Ученые рассчитывают, что подобные исследования удастся провести и в других странах. Так, врачи и ученые смогут выяснить глобальное влияние пандемии ковида на развитие детей по всему миру.
Впрочем, у локдауна были и положительные эффекты. Например, во время него снизилось число преждевременных родов.
В пилотных клинических испытаниях
Датские исследователи провели первые в мире пилотные клинические испытания, которые показали, что трансплантация фекалий может существенно улучшать состояние пациентов с гастроэнтеропатией на фоне сахарного диабета первого типа. Отчет о работе опубликован в журнале eClinicalMedicine.