А стандартный не прошли
Ученые из Германии провели с петухами классический зеркальный тест и адаптированный — они должны были показать, отличают ли птицы свое отражение от сородича. Стандартный тест петухи не прошли, зато с адаптированным справились. Результаты, опубликованные в PLoS ONE, подтверждают идею о том, что классический зеркальный тест не универсален, однако требуют дополнительной проверки.
Чтобы выяснить, отличает ли животное себя от всех остальных, проводят зеркальный тест: рисуют на теле животного метку и ставят его перед зеркалом. Если животное начинает пытаться стереть с себя эту метку — значит, оно понимает, что зеркальный двойник — это его отражение, а не другая особь. Этот тест изначально разработали для человекообразных приматов, но затем его прошли макаки, слоны, дельфины, некоторые птицы и даже рыбы-чистильщики. Какое-то время успешное прохождение зеркального теста считалось основным и необходимым признаком самосознания.
Однако позже выяснилось, что зеркальный тест подходит не для всех и иногда случаются ложноотрицательные результаты. Так, не все особи видов, которые способны пройти этот тест, проходят его. А собаки, например, классический зеркальный тест и вовсе не проходят, однако осознают границы своего тела. Тогда исследователи стали искать иные способы проверить, осознает животное себя или нет.
Соня Хиллемахер (Sonja Hillemacher) из Бонского университета и ее коллеги опробовали один из альтернативных тестов на домашних петухах (Gallus gallus domesticus). Когда петухи видят хищника, они подают сигнал тревоги, но только если рядом есть сородичи. В одиночестве птица не станет издавать тревожный крик. Именно этим и решили воспользоваться ученые: они сажали птиц в пустую комнату, отделенную от другой такой же комнаты зеркалом или стеклом, и включали на потолке проекцию летящего ястреба. В одном случае петух находился в комнате один и без зеркала, в другом — один с зеркалом, в третьем за стеклом был другой петух, а в четвертом было и зеркало и сородич, который был спрятан за ним. Ученые предположили, что петухи будут издавать сигнал тревоги и в том случае, если воспримут свое отражение за другую особь. Спрятанный за зеркалом петух был нужен затем, чтобы понять, будут ли испытуемые сигнализировать о хищнике, видя свое отражение и одновременно чуя запах другой особи.
Всего авторы протестировали 68 петухов нескольких пород. Из них 28 прошли все четыре условия, 30 — все, кроме условия, когда сородич сидел за зеркалом, и еще 10 — только два условия с сородичами. Все птицы значительно чаще издавали сигнал тревоги, когда за стеклом находился другой петух. В комнате с зеркалом они сигнализировали о тревоге так же редко, как когда были одни, независимо от того, был за зеркалом другой петух или нет. Так авторы пришли к выводу, что птицы ориентируются скорее на зрение, чем на слух и обоняние, определяя, есть ли рядом сородич. Собственное отражение за сородича они, по всей видимости, не принимали.
Затем ученые провели с 18 петухами классический зеркальный тест: нанесли им на шею метку розового цвета. Для контроля метку делали прозрачной. Ученые не обнаружили различий в поведении петухов перед зеркалом с меткой и без нее. Ни одна птица традиционный зеркальный тест не прошла.
Результаты говорят о том, что петухи способны отличать свое отражение от живого сородича, хотя и не начинают счищать с себя метку в традиционном тесте. Ученые считают, что зеркальный тест стоит встраивать в контекст экологического поведения вида (как в этом случае) — и тогда можно будет избежать некоторых ложноотрицательных результатов. При этом авторы не исключают, что в их экспериментах петухи посчитали свое отражение «странным сородичем», который ведет себя не очень нормально (повторяет все действия), и именно поэтому не издавали сигнал тревоги рядом с ним. Это стоит тщательнее проверить в будущих исследованиях.
Ранее мы писали о том, что губаны-чистильщики, узнающие себя в зеркале, способны после этого узнавать себя и на фотографии.
Это повысило их сплоченность
Исследователи из Великобритании и Кот-д’Ивуара описали социальную игру взрослых шимпанзе из национального парка Таи. Обезьяны чаще играли перед совместной охотой или коллективной защитой территории, и после игры вероятность сотрудничества увеличивалась. Также взрослые шимпанзе всех полов чаще играли со взрослыми сородичами после стычек, а самцы чаще играли с молодежью во время повышенной конкуренции за самок — то есть игра способствовала снижению социальной напряженности. Статья об исследовании опубликована в журнале Current Biology.