Похороненные в IV-VII веках люди из тирольской церкви оказались генетически неоднородны

Однако большая часть их предков происходила из Южной Европы

Палеогенетики отсеквенировали ДНК 20 человек, похороненных в IV–VII веках нашей эры в небольшой церкви, которая находится в Южном Тироле. Исследователи определили, что выборка включала генетически весьма разнообразное население. Однако большая часть предков этих людей, по-видимому, происходила из Южной Европы. При этом во многих геномах присутствует заметный вклад от населения Пиренейского полуострова, а также Северной и Западной Европы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале iScience.

В конце I века до нашей эры римляне завоевали регион Тироль, после чего здесь начался продолжительный период относительной стабильности и романизации. В это время Южный Тироль становится контактной зоной между населением Южной, Центральной и Северной Европы, обеспечивая движение населения, товаров и идей по широким долинам и горным перевалам. Однако после падения Западной Римской империи, особенно с VI века нашей эры, в этот регион начали прибывать различные народы северного и восточного происхождения, например лангобарды, бавары, франки, славяне, которые принесли с собой новые культурные традиции.

На северо-западе Южного Тироля археологи раскопали некрополь, организованный внутри небольшой церкви Святого Стефана. В общей сложности они нашли останки 35 человек: 20 мужчин, 6 женщин и 9 человек, чей пол определить не удалось. Валентина Коя (Valentina Coia) совместно с коллегами из Института исследований мумий в Больцано отобрала останки 21 человека для палеогенетического анализа и в 20 случаях успешно отсеквенировала из них древнюю ДНК. Оказалось, что 15 индивидов были мужского пола, а пять, включая двух детей, — женского.

Ученые выявили у проанализированных людей высокое разнообразие митохондриальных и Y-хромосомных линий. Последние представлены гаплогруппами J, E1b, G2a, I, R1, R1b, R1a. Материнские линии этих 20 человек относятся к 16 различным гаплогруппам. Для анализа главных компонент исследователи первоначально отобрали геномы 18 неродственных людей из этой выборки, однако затем исключили из них еще два генома из-за низкого качества прочтения. На графике, построенном с помощью этого метода, большинство образцов из Южного Тироля кластеризовались вместе с современными жителями Южной (Северная и Центральная Италия) и Юго-Западной Европы (Пиренейский полуостров). При этом геномы пяти человек оказались смещены в сторону населения Западной (Франция) и Северо-Западной Европы (Великобритания).

Затем генетики обратились к анализу геномов с помощью программы ADMIXTURE, моделируя происхождение людей позднеантичного и раннесредневекового времени из современных популяций. В среднем геномы на 66,6 процента (от 31,1 до 98,1 процента) можно смоделировать из современных жителей Тосканы, причем у троих человек это доля превышает 90 процентов. В среднем 18,3 процента (от 0 до 51,4 процента) приходится на современных жителей Пиренейского полуострова, 12,8 процента — на жителей Западной и Северо-Западной Европы, а 2,3 процента — на финнов. Сравнительный анализ с древними геномами также показал, что большая часть предков этих людей происходила из Южной Европы.

Ученые также обнаружили среди исследованных людей три пары родственников. Так, в престижной могиле, располагавшейся недалеко от алтаря и содержащей множественные захоронения, присутствовали двое взрослых мужчин, которые были родственниками первой степени — по-видимому, отцом и сыном. Взрослая женщина из этой же могилы оказалась родственницей второй или третьей степени упомянутого сына. Кроме того, еще у одного мужчины из этой же был родственник второй степени из другого погребения.

Ранее на N + 1 рассказывали, как палеогенетики построили генеалогическое древо южных уральцев из кургана бронзового века. Для этого они отсеквенировали ДНК 32 носителей срубно-алакульской культурной традиции и составили древо, состоящее из трех поколений родственников.

«Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек»