Белые точки на рыжевато-красном фоне защитили молодых лягушек от птиц

Вероятно, такая окраска сделала амфибий похожими на птичий помет

Рыжевато-красная расцветка с белыми точками, которая характерна для молодых чернолапых веслоногов, защищает этих древесных лягушек от хищников, делая их похожими на птичий помет. К такому выводу пришли зоологи, проанализировав результаты эксперимента, проведенного в тропическом павильоне Венского зоопарка. Оказалось, что птицы охотно клюют сделанных из парафина лягушек рыжевато-красного цвета — однако такими же лягушками с белыми точками интересуются примерно на 50 процентов реже. Более того, расцветка молодых веслоногов столь же эффективно защищает их от хищников, как и маскировочная ярко-зеленая окраска взрослых особей. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Behavioral Ecology and Sociobiology.

Многие животные спасаются от хищников, притворяясь несъедобными объектами. В частности, некоторые лягушки, насекомые и пауки подражают птичьему помету. Мы подробно рассказывали об этом виде камуфляжа в материале «Дерьмово выглядишь». При этом порой животные практикуют маскировку под помет лишь на определенной стадии жизни. Например, гусеницы ряда видов парусников из рода Papilio на ранних этапах развития притворяются фекалиями птиц за счет беловато-коричневой расцветки, однако позднее становятся ярко-зелеными. Описанные в этом году новогвинейские квакши Litoria naispela также имитируют птичий помет только в начале жизни. Вероятно, переход от одного вида маскировки к другому связан с изменениями размеров тела: когда гусеница или лягушка вырастает слишком крупной, она уже не может убедительно притворяться птичьей фекалией, так что ей приходится вместо этого просто сливаться с фоном.

Команда зоологов под руководством Сюзанны Штюклер (Susanne Stückler) из Венского университета решила изучить еще один вид, представители которого с возрастом резко меняют подход к камуфляжу. Исследователи сосредоточили внимание на чернолапых веслоногах (Rhacophorus nigropalmatus) — древесных лягушках, которые обитают в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Взрослые особи этого вида ярко-зеленые, что позволяет им сливаться с растительностью. Однако молодые чернопалые веслоноги выглядят совсем иначе: до годовалого возраста они окрашены в рыжевато-коричневые тона с многочисленными белыми точками на верхней стороне тела. Предполагается, что такая расцветка позволяет им притворяться пометом птиц или рукокрылых.

Для проведения исследования Штюклер и ее коллеги отправились в тропический павильон Венского зоопарка, где на площади в 800 квадратных метров воссоздан участок джунглей Юго-Восточной Азии. Внутри него живут характерные для данного региона животные, в частности, несколько видов амфибий (но не чернолапые веслоноги) и около 150 птиц, принадлежащих к 15 разным видам, которые регулярно охотятся на соседствующих с ними лягушек. Авторы сделали из парафина 640 моделей чернолапых веслоногов длиной 70 миллиметров (что соответствует среднему значению между размерами молодых и взрослых особей этого вида), после чего раскрасили каждую из них в разные цвета: зеленый, рыжевато-красный и рыжевато-красный с белыми точками. Контрольные модели оставили белыми. Каждое утро в течение восьми дней исследователи размещали на ветвях и листьях растений в тропическом павильоне по 80 моделей лягушек (при этом на время экспериментов экспозиция была закрыта для посетителей зоопарка). Спустя сутки их собирали и осматривали в поисках следов от птичьих клювов.

В общей сложности птицы атаковали 99 моделей из 640. Чаще всего они клевали фальшивых лягушек рыжевато-красного цвета и без точек. Рыжевато-красные парафиновые лягушки с белыми точками и зеленые парафиновые лягушки, имитирующие молодых и взрослых веслоногов соответственно, привлекали птиц одинаково часто — и на 50 процентов меньше, чем рыжевато-красные лягушки без пятен. Меньше всего интереса у пернатых вызвали контрольные модели белого цвета, вероятно, из-за того, что в тропическом павильоне они редко встречаются с объектами подобной окраски.

Таким образом, рыжевато-красная расцветка с белыми точками, характерная для молодых чернолапых веслоногов, действительно защищает их от хищников, причем так же эффективно, как покровительственная зеленая окраска — взрослых особей. Судя по результатам эксперимента, белые точки особенно важны для камуфляжа юных веслоногов. Дополнительный анализ показал, что рыжевато-красные модели лягушек лучше других заметны для птиц — однако белые точки делают их более похожими на птичий помет и искажают форму тела, что значительно снижает интерес хищников. Похожие участки белого цвета есть и у других животных, маскирующихся под фекалии птиц.

По словам Штюклер и ее коллег, их исследование стало первой экспериментальной проверкой того, насколько эффективно маскировка под фекалии птиц защищает лягушек от хищников. Авторы допускают, что в будущем проверят, действительно ли чернолапые веслоноги переходят от одного типа маскировки к другому из-за того, что в определенный момент вырастают слишком крупными, чтобы притворяться птичьим пометом.

Ранее зоологи выяснили, что стеклянные лягушки (Centrolenidae) во время дневного отдыха выводят эритроциты из кровотока и прячут их в печени. Так они повышают прозрачность тканей и становятся менее заметными для хищников. По оценкам исследователей, в печени спящей стеклянной лягушки в среднем хранится 89 процентов ее эритроцитов. Однако после пробуждения красные кровяные тельца быстро возвращаются в кровоток.

Предки млекопитающих оказались медленнорастущими долгожителями