Раньше эти потери недооценивались в три раза
С 1993 по 2016 годы в Юго-Восточной Азии было вырублено 4,1 миллиона гектаров тропических лесов ради создания каучуковых ферм, из них около трех миллионов гектаров — после 2001 года. Прежние исследования недооценивали темпы сведения лесов примерно в три раза и занижали риски производства каучука для биоразнообразия и тропических лесов, поэтому составленные на их основе торговые соглашения должны быть пересмотрены. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Nature.
Тропические леса вырубают ради расширения сельхозугодий, на которых впоследствии выращивают сою, масличные пальмы, кофе, какао и гевею. Гевея бразильская (Hevea brasiliensis) — дерево, из млечного сока которого добывают каучук. Каждый год из этого эластомера производится порядка миллиарда автомобильных шин. При этом последствия создания каучуковых плантаций для тропических лесов остаются в значительной степени неопределенными: их спектральные характеристики практически идентичны, поэтому анализ спутниковых снимков затруднен. Кроме того, около 85 процентов каучука производится на небольших фермах площадью менее пяти гектаров, которые в целом непросто обнаружить на снимках из космоса.
Юнь Ся Ван (Yunxia Wang) из Королевского ботанического сада в Эдинбурге вместе с коллегами исследовали потери лесов в Юго-Восточной Азии, связанные с производством каучука. Для этого они использовали снимки спутников Sentinel-2 с высоким разрешением (10 метров) за 2021 год и снимки Landsat за последние 30 лет. Им удалось определить отличительные фенологические признаки каучуковых плантаций и установить, когда и сколько лесов вырубалось для создания таких ферм.
Согласно составленной авторами карте, на 2021 год посадки гевеи занимали в регионе 14,2 миллиона гектаров, из которых 70 процентов приходилось на три страны — Индонезию, Таиланд и Вьетнам. С 1993 по 2016 годы в Юго-Восточной Азии под каучук было вырублено 4,1 миллиона гектаров леса, из них три миллиона гектаров — после 2001 года. Кроме того, миллион гектаров каучуковых плантаций располагается в ключевых зонах биоразнообразия. Авторы отметили, что политика Евросоюза и стран «Большой семерки» опирается на оценки вырубок, заниженные не менее чем в три раза: согласно полученным ранее данным, общие потери леса из-за каучука во всех странах-производителях (не только в Юго-Восточной Азии) с 2005 по 2017 годы составили менее 700 тысяч гектаров. Это означает, что существующие торговые соглашения недооценивают риски производства каучука для тропических лесов и биоразнообразия и должны быть пересмотрены.
Недавно ученые выяснили, что в прошлом десятилетии умеренные и бореальные леса северного полушария связали больше атмосферного углерода, чем влажные тропические. Углеродный баланс тропиков оказался смещен от депонирования в сторону выбросов из-за вырубок и неустойчивого землепользования.
А засухи и заморозки заставили спрятаться
В каких бы климатических зонах ни находились почвы, их микробиом будет реагировать на экстремальные события схожим образом: при наводнениях станут преобладать копиотрофные микробные стратегии с опорой на мертвое органическое вещество, а при засухах и заморозках — олиготрофные с уходом в состояние покоя. При этом самым опасным событием для почвенного биома оказались волны жары, которые снижают численность даже самых устойчивых к стрессу микроорганизмов. Статья опубликована в журнале Nature.