Раздача безалкогольных напитков снизила потребление спиртного у японцев

В исследовании участвовали чрезмерно пьющие, но не страдающие алкоголизмом

Японские ученые провели небольшое пилотное исследование и пришли к выводу, что безалкогольные коктейли и пиво могут снизить чрезмерное потребление алкоголя людьми, не страдающими алкоголизмом. Публикация об этом появилась в журнале BMC Medicine.

Чрезмерное употребление алкоголя представляет собой серьезную проблему глобального здравоохранения, затрагивающую, по оценкам, 1,34 миллиарда жителей Земли. Для противодействия ей Всемирная организация здравоохранения предлагает различные основанные на доказательствах меры, такие как повышение цен на спиртное, продажа его только в сертифицированных магазинах, ужесточение наказаний за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и езду в нетрезвом виде, однако их внедряют далеко не все страны. Одна из обсуждаемых стратегий подразумевает предоставление людям альтернатив в виде напитков, напоминающих алкогольные по вкусу и запаху (например, пиво и коктейли), но со сниженным содержанием спирта или вообще без него. Однако пока недостаточно ясно, насколько она может помочь при чрезмерном употреблении алкоголя, не связанном с зависимостью от него.

Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники Университета Цукубы под руководством Хисаси Ёсимото (Hisashi Yoshimoto) пригласили для участия в одноцентровом открытом рандомизированном исследовании 123 человека в возрасте 20 лет и старше. Условиями для включения были отсутствие диагноза алкоголизма и употребление спиртного не реже четырех раз в неделю в суточном количестве не меньше 40 грамм у мужчин и 20 грамм у женщин в пересчете на чистый спирт (уровень, который в Японии признан небезопасным для здоровья). 54 участника вошли в основную группу и 69 — в контрольную. Все они заполнили опросники о здоровье, образе жизни и потреблении алкоголя, прошли врачебный осмотр и сдали анализ слюны на активность генов, отвечающих за метаболизм спирта.

Участникам из основной группы раз в четыре недели на протяжении 12 недель (всего три раза) доставляли на дом безалкогольные варианты алкогольных напитков на их выбор из шести самых популярных сортов пива и 16 — коктейлей. За раз они получали до трех упаковок (на их усмотрение) по 24 бутылки объемом 350 миллилитров. В течение 20 недель (12 недель воздействия и 8 недель последующего наблюдения) все участники полностью документировали объем употребляемых спиртных и безалкогольных напитков. По окончании работы каждый из них получил подарочный сертификат на 10 тысяч йен (около 74 долларов США), участникам из контрольной группы также выдали до пяти упаковок безалкогольного напитка на их выбор.

Исследование показало, что на 12-й неделе среднее количество алкоголя, употребленного в течение последних четырех недель в пересчете на чистый спирт, в основной группе уменьшилось на 320,8 грамма против 76,9 грамма в контрольной (p < 0,001). Более того, существенная разница сохранялась и на 20-й неделе (то есть через восемь недель после прекращения доставки безалкогольных напитков) — 276,9 против 126,1 грамма (p < 0,001). Корреляция между потреблением безалкогольных и алкогольных напитков на 12-й неделе была значимо отрицательной только в основной группе (ρ = -0,500; p < 0,001). Побочных эффектов в ходе работы не наблюдалось.

Среди ограничений исследования его авторы упоминают, что оно было проведено только у японцев и только не страдающих алкоголизмом, что данные об употреблении напитков предоставляли сами участники, что исследование не было слепым и что оно могло включать не поддающиеся учету сопутствующие факторы. Тем не менее, оно продемонстрировало концептуальную осмысленность стратегии по предоставлению безалкогольных напитков людям, чрезмерно употребляющим спиртное, и оправданность проведения более точных исследований в этом направлении.

В 2016 году американские и палестинские исследователи сделали вывод, что религиозная риторика не повышает эффективность антиалкогольной социальной рекламы. При этом такая реклама работала лучше, если фокусировалась на выигрыше от трезвости, а не на проигрыше от пьянства.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Улыбки на сгенерированных лицах сделали портреты красивее

В глазах смотрящих