Не хуже личной и профессиональной
Дейзи Сингла (Daisy Singla) из Университета Торонто с коллегами из Канады и США провела рандомизированные испытания в реальных условиях и пришла к выводу, что психотерапия, проводимая дистанционно и неспециалистами, получившими должный инструктаж, не уступает проводимой лично и профессиональными психологами в эффективности при послеродовой депрессии и тревожности. В мультицентровых испытаниях SUMMIT приняли участие 1230 беременных (средний возраст 33 года) с клиническими проявлениями депрессии и тревожности. Психотерапию методом поведенческой активации им проводили с помощью телемедицины или лично неспециалисты (медсестры, акушерки, доулы, пошедшие 20–25 часов интенсивного практического обучения) или профессионалы. Результаты работы оценивали через три месяца после рандомизации. Они опубликованы в журнале Nature Medicine.
472 участницам психотерапию проводили неспециалисты дистанционно, 145 — неспециалисты лично, 469 — профессионалы дистанционно и 144 — профессионалы лично. В среднем каждая женщина прошла 6,2 сеанса терапии. Среднее снижение симптомов депрессии по шкале EPDS составило примерно с 16 до 9 баллов, а тревожности по шкале GAD-7 — с 12 до 7 баллов. От способа проведения (дистанционно или лично) и исполнителя (неспециалист или профессиональный психолог) динамика этих показателей статистически значимо не зависела. По мнению авторов работы, задействование телемедицины и неспециалистов может повысить доступность эффективной помощи, которую сейчас получают не более 10 процентов женщин с послеродовой депрессией.
Статистику собирали в Дании
Метте Кергор Нильсен (Mette Kjærgaard Nielsen) из Орхусского университета с коллегами провела когортное исследование и пришла к выводу, что стойкая сильная скорбь после смерти родственника связана с почти удвоенным риском смерти скорбящего в течение последующих 10 лет. В работе использовали данные проспективной популяционной датской когорты с 2012 по 2022 год. 1735 ее участников потеряли близких родственников и заполняли опросник по уровню скорби PG-13 до этого, спустя шесть месяцев и три года. Анализ этих данных позволил идентифицировать пять траекторий (интенсивность и динамику со временем) скорби, причем наиболее низкий ее уровень наблюдался у 45 процентов участников, а самый высокий и длительный — у шести процентов. Его связь с различными показателями здоровья и благополучия оценивали методом коксовской регрессии. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Public Health.