Однако подобное наблюдалось и в богатых сообществах с высоким уровнем стигматизации
Социально-экономическая депривация оказалась сильнее всего связана с задержкой развития детей. К такому выводу пришли американские ученые в исследовании, опубликованном в JAMA Pediatrics, в котором изучалось влияние различных социальных детерминант здоровья на развитие ребенка. Для этого они разработали многомерную оценочную модель, учитывающую 84 переменные.
Под социальными детерминантами здоровья понимаются условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют. Эти детерминанты могут влиять на психическое, когнитивное и физическое здоровье. Также они играют важную роль в развитии детей, поскольку дети растут в регионах с различными профилями таких детерминант, в которые включают высокий уровень бедности и безработицу, высокий уровень преступности, ограниченный доступ к качественному медицинскому обслуживанию, питательной пище и чистой воде.
Известно, что эти детерминанты связаны с целым рядом проблем развития детей. Однако в большинстве исследований использовались составные индексы, которые упрощают сложные взаимосвязи социальных детерминант и их влияния на развитие детей.
Группа ученых под руководством Чан Су (Chang Su) и Юнь Юй Сяо (Yunyu Xiao) из Корнеллского университета решила создать методологию, которая бы максимально охватывала эти взаимосвязи. Для этого они выделили четыре паттерна социальных детерминант здоровья, включающих семь характеристик, состоящих из 84 переменных, что позволяет оценивать влияние детерминант на индивидуальном уровне. Ученые проверили эти связи на четырех когортах, соответствующих четырем паттернам.
В первой когорте большинство из 4078 детей жили в богатых домохозяйствах с высоким социально-экономическим статусом, низкой структурной стигматизацией, умеренным уровнем преступности и хорошей успеваемостью в школе. Дети имели легкий доступ к здоровой пище, жили в более здоровой окружающей среде. Во второй когорте 2661 ребенок жили в среде с высоким уровнем стигматизации, которая характеризовалась наибольшей скрытой предвзятостью и дискриминацией по отношению к женщинам и группам сексуальных и гендерных меньшинств, а также низким уровнем зачисления в колледжи. Также они проживали в худших бытовых и экологических условиях.
Третья когорта включала 2653 ребенка, которые жили в условиях высокой социально-экономической депривации, которая характеризовалась самым низким социальным обеспечением и доступом к здравоохранению и образованию. Также дети в этой группе росли в среде с самыми высокими уровнями расизма и дискриминации по отношению к иммигрантам и чаще подвергались воздействию свинца. В четвертой когорте 1112 ребенка проживало в среде с высокой плотностью населения, характеризующейся высоким уровнем преступности и наркотрафика.
Ученые отметили отчетливые расовые и этнические различия в когортах: большинство белых детей были из богатых сообществ (первая и вторая когорты). Общий анализ показал, что дети из третьей когорты имели наихудшие показатели здоровья по сравнению с другими тремя группами, включая проблемы с психическим здоровьем, суицидальное поведение, более низкую когнитивную работоспособность и физическое здоровье даже после поправки на ковариаты. В частности, у таких детей наблюдались наиболее серьезные проблемы с интернализацией (р = 0,02), экстернализацией (р < 0,001), проблемы с социальным взаимодействием (р < 0,001) и расстройства психического здоровья (р < 0,001). Также оценка когнитивных функций у них была ниже, чем во всех остальных группах.
Таким образом, такая многосторонняя оценка влияния социальных детерминант здоровья на развитие детей может иметь практическое применение. В частности, ученые выяснили, что дети в районах с высокой социально-экономической депривацией имеют наихудшие показатели развития, в то время как те, кто жил в богатых районах, сообщали о лучших показателях психического, когнитивного и физического здоровья. Примечательно, что дети, проживающие в среде с высоким уровнем стигматизации и районах, характеризующихся более высоким уровнем преступности и трафика наркотиков, более низким уровнем образования и более высокой плотностью населения, имеют низкие когнитивные показатели, более высокий индекс массы тела и показатель нарушений сна. Хотя такой подход остается не всеобъемлющим, он позволяет наиболее полно охарактеризовать влияние социальных детерминант здоровья на развитие детей.
Подобные торможения в развитии детей ученые обнаружили у японских детей как следствие пандемии ковида.
С эозинофилией
Британские, австралийские и шведские исследователи сообщили об успехе клинических испытаний препарата бенрализумаба для купирования обострений астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), сопровождающихся эозинофилией. Отчет о работе опубликован в журнале The Lancet Respiratory Medicine.