На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента

При росписи статуй художники широко использовали египетский синий

С помощью спектроскопических методов ученые идентифицировали на скульптурах с фронтонов Парфенона и на одном из рельефов с его фриза многочисленные остатки египетского синего ― широко распространенного в древности пигмента. С его помощью одеяния на фигурах божеств были сложно орнаментированы. Кроме того, исследователи нашли на статуях следы обработки с применением разнообразных инструментов. Ее могли применять для имитации фактуры тканей, сообщает статья в журнале Antiquity.

В Древней Греции мраморные скульптуры, как и архитектурные сооружения, расписывали. Однако реконструкция их облика и технологии обработки поверхностей до сих пор сопряжена с трудностями из-за многовековой эрозии, деградации пигментов и ущерба, нанесенного людьми. Он не всегда был преднамеренным: например, в эпоху, когда мраморные античные произведения искусства представлялись первозданно-белоснежными, их интенсивная очистка стирала следы изначального облика.

Скульптурная отделка Парфенона ― не исключение. До недавнего времени многие исследователи полагали, что она не сохранила большей части следов инструментальной обработки. На архитектурных элементах храма ученые выявили и проанализировали остатки полихромного декора, найдены они и на предметах скульптурного оформления. Так, на их поверхности были обнаружены следы египетского синего ― тетрасиликата кальция—меди CaOCuO(SiO2)4, который с древнейших времен получали сплавлением кальцита, кварцевого песка и медьсодержащих минералов (азурита, малахита) с добавлением поташа или поваренной соли в качестве флюса.

Изучить более подробно, насколько широко применялся для раскраски скульптур Парфенона этот чрезвычайно распространенный в древнем Средиземноморье пигмент, взялись Джованни Верри (Giovanni Verri) из Чикагского института искусств совместно с британскими коллегами. Они исследовали поверхность статуй и рельефов, вывезенных в начале XIX века лордом Элгином и ныне хранящихся в Британском музее, с применением индуцированной люминесценции, помогающей выявить египетский синий. Для обнаружения сопутствующих красителей использовали методы оптоволоконной спектроскопии отраженного света и рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Кроме того, ученые искали следы инструментальной обработки, применив макросъемку и съемку в косых лучах.

Отметины, оставленные зубилом, были найдены в нижней части статуй, предположительно изображавших богинь Ириду, Гебу, Деметру и Персефону. Первая происходит с западного фронтона храма, остальные некогда украшали восточный. На фигуре с восточного фронтона, которая, по-видимому, изображала Диону и Афродиту, нашли следы зубчатого долота. При этом скульпторы применяли долота с количеством зубьев от пяти до семи и для имитации фактуры шерстяной ткани. Более тонкую фактуру льняных хитонов воспроизводили с помощью рашпиля. Кроме того, при создании скульптур резчики использовали для грубой и тонкой выемки камня сверла диаметром от трех до десяти миллиметров. Отверстия от них найдены в складках драпировок. На статуе Дионы и Афродиты и на некоторых других фигурах ученые нашли функциональные отверстия для крепления украшений.

Следы египетского синего исследователи обнаружили на 11 фронтонных статуях и на одном рельефном изображении с ионического фриза Парфенона. Так, на восточном фронтоне этим пигментом были окрашены волны, из которых поднимается колесница Гелиоса. Также им был заполнен фон между ножками сидений и ниже кромки одеяния; возможно, таким способом имитировали пустое пространство (воздух), или художник повторял цвет архитектурного фона, на котором размещались фигуры божеств. Обширные участки египетского синего есть и на одеждах, особенно на пеплосе фигуры Дионы. Пигмент здесь был нанесен частыми полосами с равными промежутками, и ученые предположили, что эта техника также имитирует шерстяную фактуру. На пеплосе были обнаружены очертания руки, обутой в сандалию ступни и ног бегущего человека, обтекаемые синим фоном. Вероятно, одеяние богини было богато украшено фигуративным орнаментом наподобие пеплоса Деметры на краснофигурном аттическом скифосе (чаше для питья). Подобная роскошь не соответствует традиции классического периода, когда создавался Парфенон, и могла подчеркивать божественный статус.

Драпировка под фигурами Дионы и Афродиты была украшена орнаментом из египетского синего по кайме. Кроме того, на ней нашли один след органического красителя пурпурного оттенка, состав которого еще предстоит определить (возможно, он получен смешением синего и красного пигментов), а на задней стороне скульптуры под египетским синим скрывался слой костяных белил. Еще на одной статуе, видимо, изображавшей Ириду, египетский синий и костяные белила присутствуют на поясе. Учитывая наличие крепежного отверстия, скульптуру украшал металлический пояс, вероятно перфорированный, и через просветы в нем был виден цветной фон. Пигмент обнаружили также в складках одеяния фигуры с рельефного фриза. Здесь он мог быть как частью общей расцветки полотна, так и имитацией тени на белой или цветной ткани. Верри и его коллеги отмечают, что интерпретация скудных остатков красителей требует осторожности, так как древние художники могли смешивать египетский синий с другими пигментами для получения коричневого (телесного), серого, фиолетового и других цветов.

Ранее N + 1 сообщал, что ученые обнаружили на тканях эпохи викингов кармин и кермес, а по распределению пигментов выявили поправки, внесенные в росписи гробниц древнеегипетскими художниками. А еще мы рассказывали о том, как археологи нашли пурпурные ткани времен царя Соломона и реконструировали процесс получения красителя.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Люцзянский человек умер между 33 и 23 тысячами лет назад

Ученые датировали останки, случайно найденные в Китае в 1958 году