Вероятно, оно помогает животным поддерживать сплоченность в группах
Испанские ученые провели филогенетический анализ млекопитающих и описали модель, согласно которой однополое сексуальное поведение возникало неоднократно в разных кладах и было связано с развитием социальности. По мнению исследователей, такое поведение адаптивно и служит тому, чтобы поддерживать социальные связи и сплоченность в группах. Работа опубликована в Nature Communications.
Однополое сексуальное поведение встречается у сотен видов животных, однако его роль и функция не ясна. Кто-то из ученых полагает, что распространенность такого поведения — это дарвиновский парадокс, другие считают, что такое поведение может быть даже адаптивным.
Хосе Гомес (José Gómez) из Университета Гранады и его коллеги провели филогенетический анализ, чтобы разобраться, как эволюционировало однополое сексуальное поведение у млекопитающих и зачем оно нужно. Для млекопитающих существует две основные адаптивные гипотезы. Одна заключается в том, что однополое сексуальное поведение помогает устанавливать и поддерживать позитивные социальные отношения. Согласно второй, однополое сексуальное поведение предотвращает конфликты и агрессию внутри группы между особями одного и того же пола.
Анализ показал, что на сегодняшний день однополое сексуальное поведение зафиксировано у 261 вида млекопитающих, принадлежащих к 62 семействам (это около половины всех семейств и около 4 процентов всех видов). Под однополым сексуальным поведением исследователи понимали любое взаимодействие между особями одного пола, которое обычно совершается в рамках ухаживания или спаривания с особью противоположного пола: само ухаживание, садки, генитальный контакт, половой акт, а также образование пар и совместное выращивание потомства. По-видимому, почти у всех видов к гомосексуальным контактам прибегают и самцы и самки: скорее всего, эти формы поведения эволюционировали вместе.
Ученые обнаружили, что однополое поведение не распределено случайно по разным группам млекопитающих: оно чаще встречается в одних кладах, и реже — в других. Так, однополое сексуальное поведение как самцов, так и самок было распространено у парнокопытных, хищников, кенгуру и валлаби, грызунов и, прежде всего, приматов. Но не обязательно оно проявлялось у всех близкородственных видов.
Также авторы попробовали рассчитать, вступали ли предки разных семейств в однополые контакты. Самый недавний общий предок всех плацентарных млекопитающих, скорее всего, не проявлял однополого сексуального поведения: вероятность варьируется от 0,08 до 0,4. И в целом вероятность однополого сексуального поведения оставалась низкой на протяжении большей части эволюционной истории, и стала увеличиваться с появлением обезьян Старого Света (Catarrhini). Таким образом, однополое сексуальное поведение было характерно лишь для предка Hominidae.
Еще анализ показал, что однополое сексуальное поведение приобреталось и терялось несколько раз в ходе эволюции млекопитающих. И эволюция этого поведения зависела от перехода от одиночного к социальному образу жизни. Оно могло быть одной из стратегий, обеспечивающих сплоченность и стабильность социальных групп.
Авторы заключили, что однополое сексуальное поведение — адаптация, которая развилась независимо (конвергентно) у разных видов и способствует поддержанию социальных отношений и уменьшению конфликтов внутри группы: такое поведение более распространено у видов, самцы которых могут убивать друг друга во время конфликтов. Однако у исследования есть ограничения: данных не очень много, и модель может измениться, когда станет известно, какие еще виды прибегают к однополым контактам. Также ученые обратили внимание на то, что результаты не следует применять к людям, поскольку однополое сексуальное поведение нельзя приравнять к постоянным сексуальным предпочтениям.
Недавно ученые обнаружили, что среди самцов макака-резус, живущих на маленьком острове Кайо Сантьяго, однополое сексуальное поведение встречается даже чаще разнополого и может наследоваться.
Скорее всего, рыбой их кормили люди
Американские ученые проанализировали останки псовых, живших в конце позднего плейстоцена — эпохе голоцене на территории Аляски. Среди прочего, исследователи обнаружили, что рацион некоторых особей, которых нельзя однозначно отнести ни к волкам, ни к собакам, начиная с 12 тысяч лет назад в значительной мере состоял из лосося. Возможно, это говорит о том, что древние люди, проживавшие в этом регионе, предпринимали попытки приручить волков, генетический след которых не выявлялся у более поздних американских собак. Статья, посвященная этому исследованию, опубликована в журнале Science Advances.