Однополое сексуальное поведение оказалось распространенным среди самцов макак

А некоторые особи, вероятно, унаследовали его

Исследователи из Лондона наблюдали за макаками-резус с острова Кайо Сантьяго и обнаружили, что однополое социосексуальное поведение встречается среди этих обезьян даже чаще, чем разнополое, и характерно для 72 процентов самцов. А анализ родословной показал, что в 6,4 процента случаев такое поведение может наследоваться. Результаты опубликованы в Nature Ecology & Evolution.

Гомосексуальное поведение часто встречается у разных видов животных, причем не только у млекопитающих, но и у рептилий, птиц и даже у насекомых. Иначе его называют однополым социосексуальным поведением или просто однополым сексуальным поведением. Но несмотря на то, что случаев такого поведения описано много, подробной информации о том, насколько оно распространено и наследуемо у разных видов, все еще мало.

Джексон Клайв (Jackson Clive) и его коллеги из Королевского колледжа Лондона изучили гомосексуальное поведение самцов макаков-резус (Macaca mulata), чтобы проверить несколько гипотез. Их интересовало, является ли такое поведение наследуемым и может ли эволюционировать, насколько оно объясняется влиянием социальной среды и связано ли с каким-то затратами или социальными выгодами.

В течение трех лет (2017, 2019 и 2020 годы) ученые наблюдали за колонией из 1700 макак, свободно проживающих на острове Кайо Сантьяго в Пуэрто-Рико. Всего ученым удалось наблюдать 236 самцов. Также авторы изучили демографическую базу данных о макаках, которые жили на острове последние 70 лет (она включала в том числе данные генотипирования по крайней мере тех обезьян, которые родились в 1992 году и позже).

Ученые сосредоточились на самцах, потому что среди них однополое сексуальное поведение встречается заметно чаще, и исследовать его легче. Ранее проведенные полевые исследования показали, что такое поведение почти так же распространено, как и разнополое.

В этом исследовании однополые взаимодействия наблюдались даже чаще, чем разнополые: 1017 случаев против 722. В основном это выглядело так, что один самец забирается сверху на другого (в англоязычной литературе это называют mounting); при этом такое взаимодействие не всегда заканчивается спариванием.

Всего 72 процента самцов забирались сверху на других самцов, тогда как на самок — 46 процентов. Также исследователи разделили животных на тех, кто залезает сверху, и на тех, кто оказывается снизу — mounter и mountee.

Исследователи также обратили внимания на социальный контекст, в котором происходили однополые сексуальные взаимодействия. После груминга такие взаимодействия происходили в 7,5 процента случаев, во время игры — в 5,5 процента, во время отдыха и одновременного физического контакта — в 5 процентах. В 10 процентах случаев самец покрывал другого самца после агрессивного взаимодействия. После приема пищи — в 7,1 процента случаев, во время обычного отдыха — в 21,9 процента, и после перемещения — в 14,3 процента случаев.

Сексуальные взаимодействия самцов с самками реже происходили в агрессивном контексте (5 процентов наблюдений) и чаще — в контексте груминга, игры или отдыха с физическим контактом (31 процент).

Самцы, которые вступали в однополые взаимодействия, чаще поддерживали друг друга во время конфликтов с другими особями. В 16,5 процентах наблюдений гомосексуальный контакт происходил в контексте партнерской соагрессии, направленной на других особей. Возможно, однополое социосексуальное поведение макаков-резус сохраняется в популяции именно потому, что у него есть социальные преимущества. Однако это, по-видимому, нечастая история среди приматов: исследования на самках японских макаков, горилл, бонобо и лангуров не показали связи между однополым поведением и образованием коалиционных союзов.

Еще авторы обнаружили, что самцы, чаще вступающие в сексуальные взаимодействия с другими самцами, более общительны и проводят много времени со взрослыми и неполовозрелыми сородичами своего пола (p < 0,005). А самцы, которые предпочитали самок, проводили больше времени с ними (p < 0,005). Неясно, обусловлены ли эти различия личным выбором или же возможностями и социальным положением.

Ученые проверили, как соотношение полов в группе и возраст обезьян влияли на частоту однополых взаимодействий. Увеличение размера группы приводило к небольшому снижению однополых контактов, однако соотношение полов на них не влияло. Но влиял возраст: чем больше в группе становилось молодых самцов (младше пяти лет) и меньше — взрослых (старше пяти), тем больше было однополых взаимодействий. И в целом более старшие макаки реже проявляли гомосексуальное поведение. Это согласуется с гипотезой о том, что однополые связи могут играть для молодых самцов роль практики перед будущей репродуктивной деятельностью.

Гипотезу о том, что самцы вступают в однополые взаимодействия, чтобы продемонстрировать свое доминирование и более высокий ранг, исследователи проверили, изучив ранги самцов в 3508 агонистических взаимодействиях «победитель-проигравший». Гипотеза не подтвердилась: в 42,7 процентах взаимодействий покрывающим был самец низкого ранга (202 из 407 случаев). То есть ранг по большому счету не играл роли. Хотя если контекст был агрессивным, самцы низкого ранга были сверху уже только в 29 процентах ситуаций.

Наследственное однополое сексуальное поведение составляло 6,4 процента. Это, по словам ученых, первые доказательства того, что однополого сексуального поведения у приматов, не считая человека, по крайней мере иногда имеет генетическую основу. Эти генетические корреляции, вероятно, можно распространить и на остальных макаков-резусов, поскольку популяция на Кайо Саньяго изолирована от диких индийских популяций лишь 80 лет, а уровень инбридинга (близкородственного скрещивания) в ней низкий. Также ученые обнаружили, что макаки наследовали и роли — в 4,5 процентах случаев роль покрывающего и в 5,7 процентах — покрываемого.

Эволюционируемость (способность к адаптивной эволюции) однополого социосексуального поведения составила 14,9 процентов. Это соответствует другим поведенческим чертам, способным к эволюционным изменениям.

Генетических корреляций однополого сексуального поведения с разнополым авторы не обнаружили. Это означает, что отбор на одно поведение не влиял на другое. Также ученые подсчитали, сколько потомков оставили самцы: оказалось, что однополое поведение даже повысило репродуктивность. Дарвиновский парадокс, предполагающий, что однополое поведение препятствует размножению (но при этом почему-то сохраняется), таким образом, на макаках не подтвердился — они успешно сочетали и однополые и разнополые контакты. Только один из наблюдаемых самцов вступал исключительно в однополые сексуальные взаимодействия.

В целом, заключили авторы, однополое сексуальное поведение распространено и наследуемо среди макаков-резус, не влияет на частоту разнополых контактов и, вероятно, увеличивает репродуктивность. И, предположили ученые, такое поведение может быть общей чертой репродуктивной экологии приматов.

Гомосексуальное поведение может сохраняться в популяциях еще и из-за того, что иногда самой оптимальной стратегией для размножения является спаривание с первой попавшейся особью неважно какого пола. В некоторых случаях это лучше, чем вообще упустить шанс размножиться. Несколько лет назад американские биологи построили математическую модель, подтверждающую эту гипотезу.

Шимпанзе продолжили улучшать орудийные навыки даже во взрослом возрасте