А на ее похоронах, возможно, не приносили человеческих жертв
В ходе раскопок в гробнице царицы I древнеегипетской династии Мернейт в Абидосе археологи обнаружили хорошо сохранившиеся керамические сосуды 5000-летнего возраста с остатками вина. Как сообщает в своем пресс-релизе Министерство туризма и древностей Египта, в усыпальнице также была найдена надпись, подтверждающая высокий статус Мернейт ― одной из первых цариц, правивших самостоятельно. Кроме того, сопутствующие гробнице захоронения оказались устроены в разное время, и это заставляет усомниться в том, что похороны царицы сопровождались ритуальными человеческими жертвоприношениями.
Мернейт, или Мерит-Нейт, имя которой переводится как «любимая (богиней) Нейт», жила около XXX века до нашей эры и принадлежала к дому царей ― создателей древнейшего единого египетского государства. Ее гробница была найдена в 1900 году в Абидосе, в царском некрополе раннединастического периода Умм эль-Кааб. Обнаруженные в некрополе надписи позволили ученым предположить, что Мернейт была матерью фараона I династии Дена и, по-видимому, управляла страной в качестве регента во время его малолетства. О ее высоком статусе говорят и величина гробницы, и ее расположение среди мужских царских погребений.
Заупокойный комплекс царицы площадью 66,5 × 25,5 метра включает, помимо собственно гробницы, сопутствующие погребения. Захороненные в них приближенные и слуги, а также домашние животные, предположительно, были принесены в жертву после смерти Мернейт. Всего таких могил насчитывается 41. Усыпальница размерами 19,2 × 16,3 метра (от нее сохранились лишь подземные помещения, которые первоначально перекрывало сооружение в форме мастабы) состоит из погребальной камеры и восьми узких кладовых. В камере была найдена каменная стела с именем царицы, а в кладовых ― глиняные печати и керамика.
Раскопки, которые проводят в гробнице Мернейт австрийские, египетские и немецкие археологи во главе с Кристианой Кёлер (E. Christiana Köhler) из Института египтологии Венского университета, существенно пополнили коллекцию сделанных здесь находок. Ученые обнаружили более сотни больших керамических сосудов. Исследование органических остатков внутри них показало, что эти кувшины, составлявшие часть заупокойных даров, содержали вино. Многие из них сохранились настолько хорошо, что остались запечатанными.
Обнаружение винной кладовой царицы оказалось не единственной находкой. Изучив граффити на одном из керамических фрагментов, найденных в гробнице, археологи пришли к выводу, что Мернейт, по-видимому, управляла царской казной. Это согласуется с гипотезой о ее особом статусе и показывает, что Мернейт действительно была одной из первых, а возможно, и древнейшей в египетской истории достоверно известной женщиной-правительницей.
Кроме того, Кёлер и ее коллеги исследовали сопутствующие погребения в заупокойном комплексе Мернейт, построенном из кирпича-сырца, нильского ила и древесины. Как выяснилось, эти могилы сооружались постепенно, в течение долгого времени. По словам Кёлер, этот факт порождает сомнения в правильности устоявшейся среди египтологов версии о практике ритуальных человеческих жертвоприношений на царских похоронах в раннединастическом Египте.
N + 1 уже рассказывал о находках, относящихся к древнейшим периодам древнеегипетской истории. Мы сообщали о том, как в Абидосе археологи обнаружили пивоварню времен начала I династии, а на севере Египта раскопали 110 погребений, часть которых относится к додинастической эпохе. А о версиях гибели легендарного фараона Менеса, в реальности которого ученые сомневаются, и о роли пчел и бегемотов в жизни древних египтян можно почитать в нашем блоге «Пчелы против бегемотов: как убить фараона».
Погребение датируется X веком
Балаш Тиханьи (Balázs Tihanyi) из Сегедского университета совместно со своими венгерскими коллегами исследовал останки, обнаруженные в 1980-х годах во время раскопок некрополя Шарретудвари-Хизофёльд, который находится на востоке Венгрии. Ученые обратили внимание на то, что в могиле, сооруженной в X веке нашей эры, присутствовали артефакты, которые традиционно связывают как с женским, так и с мужским сопроводительным инвентарем — оружием. Антропологическое исследование костей и анализ ДНК показали, что останки принадлежали женщине. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.