В Саудовской Аравии нашли гравированных верблюдов эпохи неолита

Древние произведения искусства обнаружили на южной окраине пустыни Большой Нефуд

Археологи обнаружили на южной окраине пустыни Большой Нефуд, расположенной в Саудовской Аравии, ранее неизвестные произведения искусства эпохи неолита. Среди них выделяются гравированные фигуры верблюдов, изображенных в полный рост. Результаты исследования опубликованы в журнале Archaeological Research in Asia.

Эпоха неолита в северной части Аравийского полуострова пришлась на влажную фазу голоцена (неолитический субплювиал) — длительный период, продолжавшийся около 8000–4000 годов до нашей эры, когда мягкий и влажный климат содействовал поселению большого количества людей на ныне засушливых или пустынных землях. В последние годы археологи, работающие в этом регионе, регулярно сообщают об интересных открытиях, связанных с исследованиями мустатилов или, например, древнего искусства.

Одной из ярких черт неолитического искусства Северной Аравии выступает традиция реалистичного изображения верблюдов. Так, за последние годы ученые рассказывали об открытии нескольких памятников с подобными произведениями, где встречаются гравированные фигуры животных, а также рельефы, созданные более семи тысяч лет назад.

Мария Гуаньин (Maria Guagnin) из Института геоантропологии Общества Макса Планка совместно с учеными из Австралии, Великобритании, Германии, Мальты, Саудовской Аравии и США сообщила об обнаружении ранее неизвестного местонахождения с древними рисунками. Археологи нашли его в местности Сахут, которая расположена на южной окраине пустыни Большой Нефуд. Здесь обнаружили две группы рисунков (SAU1 и SAU2), выгравированных в эпоху неолита на песчаниковых валунах. Кроме того, в 400 метрах от этих произведений они обследовали одиночное крупное изображение верблюда (SAU3), о котором стало известно несколько лет назад. Оно примечательно тем, что оно частично сделано в виде барельефа.

Среди изображений SAU1 и SAU2 находится девять крупных гравированных фигур верблюдов, причем некоторые из них созданы поверх более ранних произведений. В одном случае древний художник подправил ранее созданного верблюда — по-видимому, придав большего реализма фигуре. В другом случае одно гравированное изображение копирует предшествующее, но с небольшим смещением в сторону. Кроме того, здесь же присутствуют и иные разновременные произведения: изображения охоты на лошадей, домашних животных, или, например, лошади и всадника (по-видимому, эта композиция датируется железным веком или еще более поздним временем).

Кроме того, археологи провели небольшие раскопки рядом с валунами, на которых присутствуют древние изображения. Так, они собрали коллекцию каменных артефактов, кусочки древесного угля и кости животных. В частности, радиоуглеродный анализ угля из двух очагов показал, что они использовались около 5201–4905 и 4041–3812 годов до нашей эры. Отобранные для датирования кости принадлежали животным, которые жили еще раньше — около 11516–11370 и 7023–6641 годов до нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи обнаружили на востоке Испании палеолитическое святилище с пещерным искусством. Внутри пещеры Донес, расположенной в Валенсии, они нашли больше 110 произведений, самые ранние из которых, вероятно, были созданы более 24 тысяч лет назад.

Принесенный в жертву ребенок из Пакиме оказался потомком близких родственников