Бессимптомные носители клостридий не заразили людей в больницах

Однако сами пострадали от инфекции

Американские ученые выяснили, что носители токсигенного штамма бактерии Clostridioides difficile, который вызывает внутрибольничную кишечную инфекцию, практически не представляют риска передачи инфекции в медицинских учреждениях. Однако у таких людей риск развития инфекции в 24 раза выше, чем у пациентов без этой бактерии. Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.

Врачи считают бактерию Clostridioides difficile наиболее распространенной причиной инфекционной диареи, которая возникает при оказании медицинской помощи в стационарах. Недавние молекулярно-эпидемиологические исследования показали, что некоторые случаи инфекции вызваны одним и тем же локальным штаммом бактерии. То есть в больнице существовал неустановленный резервуар инфекции.

Высказывались мнения, что бессимптомные носители C. difficile могут быть такими резервуарами инфекции, поскольку они чаще встречаются в больнице, чем пациенты с симптомами: до трети посетителей отделений неотложной помощи были носителями патогена. Однако неизвестно, насколько велик риск передачи инфекции от таких людей в условиях больницы.

Эван Сниткин (Evan Snitkin) с коллегами из Мичиганского университета исследовали эпидемиологический процесс C. difficile в реанимационных отделениях. Для этого они изучили 3952 образца мазка из прямой кишки и кала у почти 3,5 тысячи пациентов. Общая распространенность токсигенного штамма C. difficile за весь период исследования составила 9,3 процента. Ученые с помощью культурального скрининга зафиксировали предполагаемое заражение C. difficile среди пациентов отделения интенсивной терапии, а затем изучали, как часто бессимптомные носители C. difficile становятся причиной перекрестной передачи патогена внутри отделения.

Геномные и статистические анализы показали, что шесть выделенных бактериальных изолятов с высокой степенью достоверности были геномно связаны друг с другом, то есть шанс их перекрестной передачи был достаточно высоким. Из этих шести изолятов только один был связан с пациентом, о котором достоверно известно, что он привнес токсигенный штамм бактерии в отделение. В целом, хотя наблюдалась вероятная передача инфекции от бессимптомных носителей, отсутствие надежных геномных связей позволила ученым предположить, что перекрестная передача среди бессимптомных носителей C. difficile не была причиной большинства новых заражений.

При этом у бессимптомных носителей C. difficile наблюдалось 24-кратное повышение риска развития клостридиальной инфекции по сравнению с теми, у кого бактерию не находили. Таким образом, ученые приходят к выводу, что бессимптомные носители этого патогена не играют значимой роли в распространении инфекции внутри стационара, однако сами с большей вероятностью рискуют заболеть ей.

Ученые говорят о том, что существующие методы профилактики могут ограничить перекрестную передачу, однако результаты этого исследования потребуют разработки дополнительных стратегий, которые позволили бы прервать переход от простой колонизации патогенными бактериями к клинической инфекции.

Ранее мы рассказывали про другое исследование американских ученых, в котором они выяснили, что трансплантация фекальной микробиоты эффективнее антибиотиков предотвращает рецидивы клостридиальной инфекции.

Ученые обнаружили новый штамм коронавируса у пациента с 613-дневным ковидом