Крупный рогатый скот назвали важной составляющей хозяйства пиктов

На это указал анализ костей из трех раннесредневековых поселений

Палеозоологи исследовали останки животных, найденные во время раскопок трех укрепленных поселений, которые существовали в V–X веках нашей эры на территории современной Шотландии. Как выяснили ученые, важную роль в хозяйстве пиктов, проживавших здесь в эпоху раннего Средневековья, играло разведение крупного рогатого скота. На долю этих животных приходится примерно половина всех находок, сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Environmental Archaeology.

Животноводство играло важную роль в раннесредневековых обществах Северной Европы. Но не о всех народах и государствах сохранилось достаточное количество информации. Например, уже в историческую эпоху в северной части Британии проживали пикты (от латинского Picti — «раскрашенные» или «татуированные») — народ, впервые упомянутый римским историком Евмением, который сообщил об их нападениях на Адрианов вал.

Известно, что пикты занимались животноводством и земледелием, обладали высоким уровнем развития ремесел. Однако подробностей об их хозяйстве не очень много из-за относительно небольшого количества раскопанных поселений, которые уверенно можно связывать с этим народом, а также из-за кислотности местных почв, в которых очень плохо сохраняются органические материалы.

Эдуард Массон-Маклин (Edouard Masson-MacLean) из Абердинского университета совместно с коллегами из Великобритании и Канады решил восполнить пробелы в наших знаниях о хозяйстве пиктов. Для этого ученые проанализировали останки животных, которые археологи раскопали на трех укрепленных поселениях, располагавшихся на холмах или мысах. Все эти памятники расположены на территории современной Шотландии и относятся ко времени между V и X веками нашей эры.

Проанализировав около двух тысяч костей, ученые обнаружили, что на останки домашних животных приходится примерно 90 процентов определимых находок. На всех трех памятниках больше всего костей принадлежало крупному рогатому скоту — от 49 до 56 процентов. Другим широко представленным видом оказались свиньи, на долю которых в среднем приходилось около 30 процентов находок (хотя на одном памятнике лишь 14 процентов костей принадлежали этим животным). На долю коз и овец суммарно приходится около 15 процентов костей.

Еще одним видом домашних животных оказалась лошадь, несколько костей которой нашли на одном из поселений. При этом ученые не обнаружили останков кошек и собак. Однако собаки все же были у пиктов, на что указывают погрызы на костях, а также ранее обнаруженная челюсть. Кроме того, в собранной коллекции присутствовало небольшое количество останков диких млекопитающих, птиц и рыб. Среди последних в основном представлены тресковые и лососевые.

По мнению ученых, полученные результаты подтверждают данные о том, что важную роль в хозяйстве пиктов играл крупный рогатый скот, который разводили ради молочных продуктов, мяса, шкур и прочего сырья. Кроме того, этих животных, по-видимому, использовали в качестве тягловой силы.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о пиктах. Тогда палеогенетики прочитали ДНК людей, проживавших на территории Шотландии в раннем Средневековье, и пришли к выводу, что пикты генетически близки к современным валлийцам, шотландцам и некоторым другим жителям Британских островов.

В лаосской Долине кувшинов нашли мегалитическую урну с человеческими останками