Жители 115 стран во время локдауна заинтересовались кормлением диких птиц

Ученые выявили эту закономерность по поисковым запросам

Интерес к кормлению диких птиц резко увеличился при введении карантинных мер во время пандемии ковида в начале 2020 года. К такому выводу пришли орнитологи, проанализировав результаты поисковых запросов из 115 стран по всему миру. Закономерность выявлена не только в странах, где подкармливание пернатых является традиционным хобби, таких как Великобритания и США, но и во многих других, например, в Кении и Пакистане. Как отмечается в статье для журнала PLoS One, вероятно, для людей на самоизоляции кормление птиц было одним из немногих доступных видов досуга и общения с природой.

Пандемия ковида заметно повлияла на взаимоотношения людей с живой природой. Например, во время локдаунов во многих городах стали чаще замечать диких животных, которые выиграли от сократившегося уровня шума и беспокойства. С другой стороны, некоторым видам из-за пандемии пришлось менять свои привычки. Так, лондонские сапсаны (Falco peregrinus) в первой половине 2020 года столкнулись с нехваткой сизых голубей (Columba livia), которые больше не могли найти в городе достаточно съедобного мусора и переместились в пригороды. В результате соколы перешли на скворцов (Sturnus vulgaris) и ожереловых попугаев Крамера (Psittacula krameri).

У многих людей необходимость безвылазно сидеть дома во время локдаунов вызвала всплеск интереса к общению с природой. Например, жители Европы и США в этот период стали чаще наблюдать за дикими птицами и подкармливать их. Команда орнитологов под руководством Жаклин Доремус (Jacqueline Doremus) из Политехнического университета штата Калифорния решила проверить, наблюдалось ли что-то похожее в других регионах мира, особенно в Южном полушарии.

Для этого исследователи собрали в Google Trends информацию о том, как часто люди гуглили «кормушка для птиц», «корм для птиц» и «ванночка для птиц» на разных языках с первого января 2019 года по тридцать первое мая 2020 года. Для первого словосочетания достаточное количество данных набралось в 115 странах, для второго — в 79, а для третьего — в 56. Авторы также включили в анализ сведения о видовом разнообразии птиц в разных странах и о том, когда в них действовал режим самоизоляции.

Проанализировав собранную информацию, Доремус и ее коллеги пришли к выводу, что во всех странах, которые попали в выборку, пандемия вызвала всплеск поисковых запросов, посвященных кормлению птиц. В течение 52 недель до начала локдауна интерес к этой теме оставался стабильным, однако через две недели после введения ограничений он начинал резко расти. По оценкам авторов, количество поисковых запросов, посвященных птичьему корму и ванночкам для птиц, увеличивалось в среднем в два раза. Запросы о кормушках росли скромнее — вероятно, потому что у большинства людей уже была кормушка или они считали, что могут сделать ее без инструкций из интернета.

По мнению авторов, полученные результаты объясняются тем, что во время локдауна кормление птиц было одним из немногих доступных видов досуга и общения с природой. Например, орнитологи-любители не могли наблюдать за пернатыми в естественной среде обитания и вместо этого начали приманивать их поближе к дому. А люди, которые раньше не проявляли интереса к птицам, во время самоизоляции стали чаще замечать этих существ в своих садах и дворах и задумались о том, чтобы начать подкармливать их. Среди других факторов, объясняющих рост интереса к кормлению птиц, исследователи называют влияние окружения и средств массовой информации.

Исследование Доремус и ее коллег также демонстрирует, что кормление диких птиц распространено намного шире, чем считалось раньше. Согласно традиционным представлениям, эта практика характерна в основном для англоязычных стран, таких как Великобритания, США, Канада, Австралия и Индия. Однако авторы обнаружили, что она популярна по всему миру. Интересно, что, хотя в северных странах птиц по традиции подкармливают зимой, это не помешало росту популярности данного занятия во время локдауна, который пришелся на весну в Северном полушарии и осень в Южном полушарии.

На финальном этапе исследователи сравнили уровень интереса к кормлению птиц с их видовым разнообразием в разных странах. Оказалось, что в каждой из 115 стран, для которых было выявлено достаточно поисковых запросов по данной теме, в среднем зарегистрировано по 511 видов птиц. В тех же странах, которые не попали в выборку из-за недостаточного количества поисковых запросов о кормлении птиц, в среднем было отмечено всего по 294 их вида. Авторы отмечают, что кормление пернатых не влияет на их видовое разнообразие, поэтому можно сказать, что в странах, где птицы разнообразнее, люди подкармливают их охотнее, возможно, потому что им больше нравится видеть птиц разных видов, а не многочисленных птиц, принадлежащих к одному-двум видам. Дополнительный анализ подтвердил, что в странах, где зарегистрировано больше видов птиц, люди чаще гуглят сведения о кормушках для них.

Подкормка диких птиц порой кардинально меняет их поведение. Например, славки-черноголовки (Sylvia atricapilla) из континентальной Европы в последние годы начали вместо Средиземноморья зимовать в Великобритании и Ирландии, где зимой не очень холодно и есть много кормушек с калорийным кормом. Пища, которую люди предоставляют славкам-черноголовкам, позволяет им пережить самые холодные и влажные зимние дни.

Жестовое общение шимпанзе оказалось похоже на диалог людей