Неандертальским следам с пляжа Маталасканьяс оказалось около 151 тысячи лет

На это указало оптическое датирование

Группа ученых из Великобритании, Испании и Португалии повторно исследовала отпечатки ног древних людей, найденные в 2020 году на пляже Маталасканьяс. Оптическое датирование показало, что возраст этих следов составляет 151,1 ± 11 тысяч лет. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Reviews, датировка и найденные здесь же мустьерские артефакты позволяют предположить, что отпечатки оставили неандертальцы.

В июне 2020 года благодаря штормам, приливам и отливам на пляже Маталасканьяс, который находится в испанской провинции Уэльва, обнажился участок площадью около шести тысяч квадратных метров, на котором сохранились древние следы. Ученым удалось определить, что их оставили прямобивневые слоны, кабаны, благородные олени, первобытные быки, волки, птицы, а также люди. В общей сложности исследователи идентифицировали здесь 87 отпечатков человеческих ног, длина которых варьируется от 14 до 29 сантиметров.

Ученые отмечают, что на пляже Маталасканьяс сохранились следы как минимум трех древних людей. Так, 31 полный след оставили индивиды, рост которых, вероятно, составлял от 104 до 188 сантиметров. Семь из них принадлежали ребенку шести—восьми лет, 15 — подростку или взрослому с маленькими ступнями, а девять — взрослому. Кроме того, четыре самых крупных отпечатка, возможно, оставил неандерталец ростом до 182–188 сантиметров (хотя ученые допускают, что его рост мог составлять всего лишь 154 сантиметра). При этом самый высокий неандерталец Амуд-1, известный нам по костям, был ниже — его рост составлял около 177 сантиметров.

Однако возраст этих следов остается спорным. По первым оценкам, он составлял 106 ± 19 тысяч лет. Однако впоследствии его значительно удревнили — до примерно 296 тысяч лет. Чтобы уточнить время, когда люди прошлись по пляжу Маталасканьяс, Карлос Нето де Карвальо (Carlos Neto de Carvalho) из Лиссабонского университета совместно с коллегами из Великобритании, Испании и Португалии провел новое исследование. Ученые отобрали четыре образца отложений и отправили их на датирование методом оптически стимулированной люминесценции.

Проведенный анализ показал, что возраст следов составляет 151,1 ± 11 тысяч лет. Кроме того, ученые сообщили, что пляж Маталасканьяс — редкое место, где сохранились не только отпечатки ног древних людей, но и каменные артефакты. Так, археологи обнаружили здесь в общей сложности 126 артефактов, среди которых оказались осколки, нуклеусы, отщепы без ретуши, а также небольшое количество готовых орудий, которые типологически относятся к мустьерской культуре. Эти данные позволили подтвердить, что отпечатки ног, по всей видимости, принадлежали неандертальцам.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о следах, найденных на пляже Маталасканьяс. Тогда палеонтологи исследовали отпечатки лап прямобивневых слонов и выяснили, что большинство из них оставили детеныши и молодые особи.

В Шёнингене обнаружили 300-тысячелетние следы ног вымерших людей