Археологи сделали реплику неолитической лодки-долбленки и прошли на ней 550 километров по морю

Оригинал судна нашли почти 30 лет назад в Италии

Чешские археологи сделали реплику доисторической лодки-долбленки и прошли на ней 550-километровый путь по Эгейскому морю, потратив на это около одного месяца. Судно представляет собой копию восьмитысячелетней лодки, найденной почти 30 лет назад в Италии. Своим экспериментом исследователи решили выяснить, как перемещались первые земледельцы по Средиземноморскому маршруту в начале эпохи неолита. Об этом сообщается на сайте экспедиции Monoxylon IV.

В VII тысячелетии до нашей эры на Балканский полуостров прибыли мигранты из Малой Азии, которые принесли с собой в Европу новые формы ведения хозяйства — земледелие и скотоводство. Достаточно быстро мигранты и их потомки начали осваивать новую часть света, расселяясь по двум основным маршрутам. Первый лежал по Дунайскому коридору, где в конечном счете смешавшиеся с местными охотниками-собирателями земледельцы оставили после себя культуру линейно-ленточной керамики. Второй же проходил по Средиземноморскому маршруту, по которому продвигались носители культуры импрессо (кардиальной/кардиумной керамики).

По мнению ученых, по второму маршруту люди, по-видимому, передвигались главным образом по морю. Чтобы проверить, как они это делали, исследователи, занимающиеся экспериментальной археологией, с 1995 года проводят экспедиции на примитивных судах, на которых они проверяют, как ранние земледельцы могли перевозить людей, домашних животных и сельскохозяйственные культуры.

Первая экспедиция состояла из 11 человек, которые перемещались на шестиметровой лодке-долбленке по Эгейскому морю. Они преодолели 231 километр (из 290 запланированных), стартовав с греческого острова Самос и завершив свой маршрут рядом с городом Неа-Макри, причем экипаж не использовал карты и навигационные приборы.

Четвертую по счету экспедицию, получившую название Monoxylon IV, чешские исследователи завершили совсем недавно. В отличие от первой лодки, которая была изготовлена из ствола тополя и не имела прототипа, новую реплику археологи-экспериментаторы сделали из дуба. Она представляет собой копию восьмитысячелетней лодки, найденной в 1994 году в итальянском озере Браччано, которое находится в трех десятках километрах от Рима.

Потратив около тысячи рабочих часов, исследователи сделали 11,5-метровую лодку, масса которой достигает 2,8 тонны. Причем треть судна они изготовили, используя каменные орудия, которыми располагали люди в эпоху неолита. Испытав осенью прошлого года лодку на чешском озере, экспериментаторы в начале этого лета отправились в путь по Эгейскому морю. Экипаж состоял из 21 человека, которому предстояло преодолеть около 550 километров пути, разделенного на 17 участков. В общей сложности на путь с острова Самос до Пелопоннеса они затратили около ста часов чистого времени, передвигаясь от острова к острову со средней скоростью около пяти километров в час.

Ранее на N + 1 рассказывали о других экспериментах археологов. Так, российские ученые сделали неандертальские копья и потыкали ими туши быка и барана. А британская исследовательница реконструировала древний кожаный щит по технологии индейцев сиу.

Российские археологи сделали неандертальские копья и потыкали ими туши быка и барана