«Чандраян-3» отправился к Луне

Это вторая попытка Индии высадиться на Луну

Индийская организация космических исследований (ISRO) запустила к Луне спускаемый модуль и луноход «Чандраян-3». Если посадка, назначенная на август, пройдет успешно, Индия станет со второй попытки четвертой страной, сумевшей посадить космический аппарат на поверхность Луны. Трансляция пуска велась на Youtube.

«Чандраян-3» — третья индийская исследовательская миссия к Луне. «Чандраян-1» летал к Луне в 2008 году и работал на орбите вокруг нее, а также сбросил зонд-ударник, что позволило исследовать состав приповерхностных слоев Луны. «Чандраян-2» включал в себя помимо орбитального лунного зонда посадочную платформу «Викрам» и луноход «Прагаян», которые полетели в космос в июле 2019 года, а в сентябре платформа с луноходом попыталась высадиться на Луну, однако потерпела крушение. Орбитальный зонд при этом продолжил работу на окололунной орбите, исследуя Луну.

Задача «Чандраян-3» — выполнить первую для Индии мягкую посадку на поверхность Луны спускаемого аппарата и лунохода. Модуль несет на себе прибор ChaSTE для измерения теплопроводности и температуры грунта, сейсмометр ILSA, зонд Ленгмюра для оценки плотности плазмы вблизи поверхности Луны и решетка ретрорефлекторов от NASA. Луноход оснащен рентгеновским спектрометром APXS и лазерным спектроскопом LIBS для определения состава реголита.

14 июля 2023 года в 12:05 по московскому времени трехступенчатая ракета-носитель LVM-3 с аппаратами «Чандраян-3» успешно стартовала с площадки Космического центра Сатиша Дхавана. Вначале аппараты должны достигнуть Луны, затем выйти на 100-километровую полярную орбиту. В конце августа должна состояться посадка в районе южного полярного региона Луны, продолжительность работы аппаратов составит 14 дней.

Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-1» помог найти признаки присутствия водяного льда в районе полюсов Луны.

Японский лунный модуль SLIM потерял часть сопла при посадке