Булан-кобинский могильник Карбан-I действовал во II-III веках
Археологи уточнили хронологию некрополя Карбан-I булан-кобинской культуры, существовавшей на Алтае в начале эпохи Великого переселения народов. Сравнив результаты радиоуглеродного датирования человеческих останков, обработанные с помощью байесовского моделирования, с данными археологических методов исследования погребального инвентаря, ученые установили, что некрополь действовал во II–III веках. Комбинированная методика датирования, ранее не применявшаяся для памятников этой эпохи в Алтае-Саянском регионе, поможет ученым построить их систематическую хронологию, сообщает статья в журнале Radiocarbon.
С рубежа III–II веков до нашей эры и вплоть до середины I тысячелетия территория Алтая испытывала влияние со стороны сменявших друг друга центральноазиатских кочевых империй: Хуннской (II век до нашей эры ― I век нашей эры), Сяньбийской (II ― первая треть IV века) и Жужанской (середина IV ― V век). Сюда проникали группы кочевников, которые вытеснили носителей пазырыкской культурной традиции, населявших Алтай в скифо-сакское время, и образовали новую полиэтничную культуру, получившую у археологов наименование булан-кобинской. В дальнейшем ее носители, по-видимому, приняли участие в формировании раннесредневековой общности, на основе которой в середине VI века сложился Тюркский каганат.
Хозяйство булан-кобинцев базировалось на яйлажном (отгонно-пастбищном) горно-долинном животноводстве в сочетании с охотой, собирательством и хорошо развитыми домашними ремеслами. Булан-кобинцы занимались металлургией железа и бронзы, производством разнообразных изделий из дерева, кожи, кости и рога. Практически все находки таких предметов сделаны при раскопках захоронений, так как археологи пока не обнаружили остатков поселений булан-кобинской культуры.
На протяжении всего времени существования булан-кобинской общности главным типом погребальных сооружений оставались курганы. Среди захоронений очень распространены кенотафы ― ученые связывают эту характерную черту местной культуры с постоянным участием булан-кобинцев в военных столкновениях. Символические захоронения, одно из которых найдено в могильнике Курайка в 2022 году, сооружались, по-видимому, для воинов, погибших в далеких походах или пропавших без вести.
Планировка могильников, конструкция курганов, детали погребального обряда и особенности инвентаря могут существенно различаться, что обусловлено как статусом покойных, так и полиэтничным характером общности. Немаловажно и то, что на местную культуру последовательно оказывали давление хунну, сяньбийцы и жужани: вызванные их влиянием различия, например в образцах оружия или конской сбруи, помогают археологам датировать булан-кобинские памятники. Однако систематическая абсолютная хронология булан-кобинской культуры, основанная не только на типологии находок, но и на радиоуглеродных данных, пока не построена ― получены лишь отдельные абсолютные даты для разных погребальных комплексов.
Устранению этого недостатка положили начало Светлана Святко (Svetlana N. Svyatko) из Королевского университета Белфаста и ее коллеги из Великобритании и России, установив хронологию булан-кобинских захоронений некрополя Карбан-I в Чемальском районе Республики Алтай. Здесь раскопано более 40 курганов, и 22 из них принадлежат булан-кобинской культуре (остальные относятся к раннескифскому времени). Ученые скомбинировали результаты статистической обработки радиоуглеродных дат, полученных для человеческих останков из Карбан-I, с морфологическим анализом найденных в могилах предметов.
Прямое определение содержания 14C методом ускорительной масс-спектрометрии применили ко всем сохранившимся в некрополе останкам (фрагменты скелетов 11 взрослых людей). Даты, откалиброванные по шкале IntCal20, оказались следующими: между 36 годом до нашей эры и 129 годом нашей эры для самого раннего погребения и между 143 и 380 годами ― для позднейшего.
Чтобы исключить выбросы (статистически недостоверные результаты) и ограничить интервал ошибок, ученые построили байесовскую модель в программе OxCal v.4.4 на основе предположения, что некрополь использовался без длительных перерывов, и с привлечением дополнительных археологических данных. Она позволила датировать некрополь периодом от 87 до 325 года. Карбан-I достоверно использовался во II–III веках; с доверительной вероятностью 95,4 процента погребения в нем совершались на протяжении 227 лет.
Археологи также исследовали погребальный инвентарь из некрополя. Большинство булан-кобинсих курганов здесь не нарушены, и найденные в них предметы позволяют установить их относительную хронологию. Это оружие (луки, железные и костяные наконечники стрел, боевые ножи, кинжал), фрагменты снаряжения (поясные пряжки и бляхи, костяная застежка), орудия труда (ножи, шилья, плети), домашняя утварь (керамический сосуд), различные украшения. Ученые выявили в этом наборе 26 хронологически показательных предметов, то есть таких, которые использовались только в определенные периоды существования культуры и находят соответствия в других памятниках.
Оказалось, что большая часть оружия и снаряжения ― наконечники стрел, поясные наборы ― либо принадлежит к военной традиции хунну (к ней же относятся и сложные луки), либо находят аналогии среди сяньбийских предметов снаряжения. Украшения же несут отпечаток сяньбийский влияния или отражают местные культурные традиции. В целом, по мнению исследователей, такой комплекс артефактов должен был появиться в погребениях некрополя Карбан-I не раньше II века (для отдельных предметов возможно появление во второй половине I века). О том же говорят и радиоуглеродные даты, полученные Святко и ее коллегами.
Конечную дату использования предметов, информативных для датировки памятника, установить трудно, так как они могли находиться в обиходе долгое время. Условно ее определяют концом существования булан-кобинской археологической культуры в регионе (V век). Ограничение на эту дату дают результаты радиоизотопного датирования ― рубеж III–IV или самое начало IV века. Таким образом, булан-кобинцы использовали некрополь в период, когда их культура уже достигла развитой стадии. В это время они испытывали сяньбийское влияние, но сохраняли и наследие хуннского времени.
Авторы исследования полагают, что некрополь Карбан-I как крупный комплекс, возможно определявший погребальную традицию большой группы населения на севере Алтая, можно считать одним из базовых памятников региона для начала эпохи Великого переселения народов. Поэтому его уточненная датировка может быть использована не только для разработки детальной периодизации булан-кобинской культуры, но и для хронологической интерпретации археологических памятников других регионов Азии.
Ранее N + 1 неоднократно рассказывал об исследованиях булан-кобинских памятников. Мы сообщали о том, как в том же некрополе Карбан-I археологи нашли погребение мужчины, ставшего жертвой конфликта, а в могильнике Чобурак-I обнаружили захоронение подростка с «переходным» статусом. А в Монголии ученые раскопали могильник с мумией ребенка, похороненного в шелковой одежде.
Его изготовили примерно в 500 году до нашей эры
Кладоискатель Клаус Фальсбю (Claus Falsby) обследовал с помощью металлоискателя болото неподалеку от датского городка Вексё, где в 1942 году нашли пару известных рогатых шлемов эпохи бронзы. Он обнаружил ряд предметов, которые в позднем бронзовом — раннем железном веках древние жители этого региона оставили в качестве ритуального подношения. Среди находок оказались два бронзовых топора, три ножных браслета, фрагмент большой заколки, неопознанный предмет, а также бронзовый меч, который был специально изогнут перед жертвоприношением. Об этом сообщается в пресс-релизе музей ROMU, в который обратился кладоискатель с этими находками.