По-видимому, она связана с носителями среднестоговской культуры
Группа ученых исследовала фрагмент кости, найденный на трипольском поселении Коломийцев Яр. Оказалось, что она принадлежала женщине, жившей в конце V — начале IV тысячелетия до нашей эры. Данные генетиков и биоархеологов указывают на то, что она происходила из популяции, отличной от трипольской. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, вероятнее всего, она связана со степным населением, оставившим после себя среднестоговскую археологическую культуру, контакты с которой представители общности Триполье — Кукутень начали около 4700–4600 годов до нашей эры.
Около 5400 года до нашей эры, то есть в эпоху энеолита, на землях современной Восточной Румынии, Молдавии и Украины сформировалась археологическая общность Триполье — Кукутень, которая просуществовала примерно до 2700 года до нашей эры. С представителями этой яркой культурной традиции связано появление в Восточной Европе нового способа ведения хозяйства, основанного на земледелии. Широкую известность общность Триполье — Кукутень получила благодаря огромным поселениям для своего времени, которые могли занимать территорию до 250–400 гектаров и включать более десяти тысяч жителей.
Трипольцы не были изолированной общностью и контактировали со своими соседями, что прослеживается по археологическим данным. В частности, около 4700–4600 годов до нашей эры они начали взаимодействовать с носителям среднестоговской культуры, которые населяли степную зону от Днепра до Дона и занимались главным образом охотой, животноводством и рыболовством. Этим контактам посвятила новую работу группа ученых из США и Украины во главе с Алексеем Никитиным (Alexey Nikitin) из Университета Гранд-Вэлли.
В 2007 году во время раскопок трипольского поселения в урочище Коломийцев Яр (Обуховский район Киевской области) археологи обнаружили фрагмент длинной человеческой кости, лежавший неподалеку от сожженного дома (трипольцы сжигали свои дома, когда планировали покинуть поселение). В новой работе ученые отсеквенировали ДНК из этой кости, а также провели анализ изотопного состава этой находки и датировали ее с помощью радиоуглеродного метода.
Ускорительная масс-спектрометрия показала, что кость принадлежала человеку, жившему около 5170 ± 30 радиоуглеродных лет назад. По калибровочной кривой IntCal20 это соответствует 4049–3820 годам до нашей эры (при доверительном интервале в 95,4 процента). При этом исследователи отметили, что датировка может быть не очень точной из-за пресноводного резервуарного эффекта. Судя по изотопному составу азота и углерода, изученный человек вполне мог происходить из популяции, хозяйство которой основывалось на охоте, рыболовстве и/или животноводстве. Соотношение изотопов стронция также указывает на то, что этот индивид вполне мог вырасти на землях, входивших в ареал среднестоговской культуры.
Генетики отсеквенировали ДНК из кости и выяснили, что она принадлежала женщине, которая была носителем митохондриальной гаплогруппы U4b1b2. Ученые отметили, что ранее представителей субклады U4b находили среди мезолитических и неолитических охотников-собирателей-рыболовов, населявших территорию современной Украины, земли в районе дунайских Железных Ворот и побережья Балтийского моря. Более того, материнская линия U4 встречалась у населения Среднего Днепра, обитавшего здесь с начала эпохи голоцена и как минимум до позднего энеолита.
Дальнейший анализ широкогеномных данных позволил установить, что генотип этой женщины заметно отличается от трипольских и больше всего похож на генотипы степняков раннего бронзового века — носителей ямной археологической культуры. Однако геном женщины из поселения Коломийцев Яр все же отличается и от представителей этой группы, не образуя с ними общей клады. Ученые полагают, что, вероятно, среди ее предков были представители доямного населения Понтийско-Каспийской степи, которые получили вклад генов от условно выделяемой популяции западноевропейских охотников-собирателей финального палеолита и мезолита. Возможно, это результат смешения с населением, проживавшим в долине Днепра в эпоху неолита. Полученные результаты позволили исследователям заключить, что, по-видимому, женщина происходила из популяции, оставившей после себя среднестоговскую археологическую культуру.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании, посвященном крупным постройкам, которые создали трипольцы. Археологи пришли к выводу, что в древности они использовались в качестве многофункциональных общественных зданий, в которых устраивали коллективные собрания и трапезы, хранили вещи и продукты и занимались ремесленными делами.
Ученые из Германии и Швейцарии проанализировали материалы, полученные при исследовании памятника Лепенски-Вир, который находится в Сербии. Оказалось, что около 9500–7400 годов до нашей эры это место использовали местные охотники-собиратели-рыболовы в качестве сезонного лагеря. После 6200 годов до нашей эры там появились мигрировавшие из Анатолии и Греции ранние земледельцы, которые смешивались с автохтонным населением. А уже около 5900 годов до нашей эры жители Лепенски-Вир имели полностью эгейское происхождение. Примечательно, что во времена перехода от мезолита к неолиту культура автохтонных жителей продолжала оставаться доминирующей, несмотря на прибытие земледельцев. Препринт этой работы опубликован на сайте bioRxiv.