Ученые выяснили назначение мега-структур, которые сооружали древние жители Триполья, говорится в PLoS ONE. Их использовали как многофункциональные общественные здания: здесь устраивали общественные собрания (возможно, чтобы принять какие-то решения) и коллективные трапезы, что-то хранили и делали ремесленную работу. Постепенно мега-структуры пришли в упадок. Исследователи связали это с ростом численности людей в поселении и последующей централизации власти.
Трипольская культура существовала на территории Украины и Молдавии во второй половине V — второй половине III тысячелетия до нашей эры. В середине и конце IV тысячелетия до нашей эры трипольцы строили довольно большие поселения, некоторые из них укрепляли валами и рвами. В некоторых поселениях жилые дома строились по кругу (часть из них были двухэтажными), а между ними оставалось довольно обширное пространство, которое, как считают археологи, служило для общественных нужд. Трипольцы уже умели добывать медь и выплавлять металлы, в поселениях этого времени создавались мастерские по производству металлических орудий. Селяне выращивали пшеницу, просо, бобы, горох, виноград; разводили коров, лошадей, коз, овец и свиней, занимались охотой, собирательством и рыболовством.
Одним из крупнейших поселений того периода было Майданецкое поселение, которое существовало в течение примерно 350 лет, в 3990-3640 годах до нашей эры. Оно занимало площадь около 200 гектаров и находилось в центральной части современной Украины. Жилые дома здесь располагались в виде двух кругов, между которыми было довольно широкое незастроенное пространство, по-видимому, общественное. А на нем и в центре поселения археологи обнаружили так называемые мега-структуры. Их строили отдельно от жилых домов. Кроме того, они отличались от жилых строений гораздо бόльшими размерами, до 70 метров в длину и до 24 метров в ширину, и конструкцией здания. Например, в мега-структурах было несколько уровней, часть здания была покрыта крышей, а часть — нет. Подобные здания археологи находили не только в Майданецком поселении, но и в других деревнях трипольцев.
Исследователи полагают, что трипольцы использовали мега-структуры в качестве общественных зданий. Но до сих пор непонятно, для чего именно строили эти здания. Как показали раскопки Майданецкого поселения, здесь не было выраженного имущественного неравенства и социальной иерархии. Наоборот, жилые дома, как внешне, так и внутри были одинаковы. Поэтому, вероятно, что трипольцы обсуждали решения и принимали их сообща.
Немецкие и украинские исследователи во главе с Робертом Хоффманом (Robert Hofmann) из Кильского университета решили выяснить, для чего жители Майданецкого поселения использовали мега-структуры. В качестве образца авторы использовали мега-структуру 3, которая была построена в пространстве между двумя кольцами жилых домов. Они сравнили результаты археологических раскопок этой структуры и нескольких жилых домов. Также они проанализировали 104 мега-структуры из 19 поселений в Триполье, в которых проводились археологические раскопки, и которые были картированы с помощью магнитометрии. Радиоуглеродное исследование костей, найденных рядом со стенами мега-структуры 3, позволило ее датировать.
Оказалось, что здание построили 3,8-3,7 тысяч лет до нашей эры. Ее площадь составляла 190 квадратных метров. Структуру окружали оштукатуренные глиной бревенчатые стены толщиной 15-20 сантиметров. Внутри жители поселения соорудили очаг и, судя по толстому слою пепла, пользовались им довольно долго. Судя по найденным в здании артефактам, в разных его частях жители поселения обрабатывали зерно, готовили и ели свинину и говядину, ткали, затачивали и полировали каменные орудия, готовили пищу и что-то хранили.
Мега-структура 3 была гораздо больше жилых домов по площади (авторы исследовали два из них, площадью 42 и 78 квадратных метров). В отличие от них мега-структура была двухэтажной, ее разделили на две части, а в домах была одна общая комната. В ней было намного меньше керамических изделий вообще, чем в жилых домах, но больший процент сосудов, которые, по-видимому, использовались для хранения. В жилых домах всегда устраивали и очаг, и делали печь. В трех мега-структурах, которые раскопали в Майданецком поселении, печей не было. По-видимому, это говорило о том, что их не использовали в качестве жилых помещений.
Авторы предполагают, что жители поселения использовали мега-структуры для проведения ритуалов, в качестве хранилища, для общественных собраний (возможно для принятия каких-то важных решений) и совместных трапез.
Исследователи замечают, что в последний период существования Майданецкого поселения, строить мега-структуры перестают. Возможно, это было связано с отказом от принятия коллективных решений в поселении и возрастающей централизацией власти. Численность населения в деревне превышала десять тысяч человек, так что коллективное принятие решений становилось неэффективным способом управления.
«Древнейшие мега-поселения в Европе закончили свое существование через несколько поколений после 3700 года до нашей эры. В это время численность населения в них достигала десяти тысяч человек... Наше междисциплинарное исследование выявило одну из причин их краха: социальный дисбаланс в процессах принятия решений привел к централизации властных структур, — говорит Хоффман. — Это больше не позволяло управлять большими, похожими на города поселениями. Мега-поселения Триполья стали примером того, как не надо управлять. Впоследствии урбанистические поселения начали развиваться в Европе гораздо позднее, чем на Ближнем Востоке».
Майданецкое было одним из самых крупных поселений 3,6-3,7 тысяч лет до нашей эры. Но сравнимые по величине поселения, существовали и гораздо раньше. Возможно, самое известное из них — Чатал-Хююк, которое существовало между 7,4 и шестью тысячами лет до нашей эры. Подробнее о нем можно узнать, посмотрев один из выпусков "Лимба".
Ее изготовили из терракоты
Испанский археолог описал детскую игрушку римского времени, обнаруженную во время раскопок памятника Торрепаредонес. На древней свалке исследователи нашли достаточно редкую шарнирную куклу, изготовленную из терракоты. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquitas, находка относился к III–V векам нашей эры.