Подавление работы микроглии связали с большим депрессивным расстройством

Снижение экспрессии генов повлияло на борьбу с чужеродными веществами

Исследователи из Нидерландов обнаружили, что подавление активности микроглии связано с развитием большого депрессивного расстройства. В частности, они выявили специфичное снижение борьбы с чужеродными частицами, но только в тканях серого вещества. Результаты анализа и составления профилей экспрессии генов микроглии серого и белого вещества опубликованы в Biological Psychiatry.

Микроглия — иммунные клетки центральной нервной системы, которые защищают нейроны и удаляют продукты разрушения нервной ткани. Эти клетки также участвуют в воспалительном ответе и способны разрушать синапсы — место передачи сигнала между нейронами — для подавления их чрезмерной активности.

Прошлые исследования выявили изменения в микроглии, связанные с развитием шизофрении, расстройства аутистического спектра, большого депрессивного расстройства и биполярного расстройства. Разобраться подробнее с особенностями работы микроглии может помочь составление профилей экспрессии генов — один видов изучения генетических маркеров заболеваний. Так, ранее исследователи из США обнаружили схожие экспрессивные профили у распространенных расстройств психики, включая депрессию. Однако точно не ясно, несут такие изменения в микроглии пользу или вред.

Исследователи из Нидерландов при участии Карела Схепстра (Karel W.F. Scheepstra) из Нидерландского института нейронаук решили изучить экспрессию генов клеток микроглии в мозге пациентов с большим депрессивным расстройством и здоровых людей, подписавших при жизни согласие на передачу органов для исследований.

Авторы извлекли микроглию из серого вещества затылочной коры и белого вещества мозолистого тела. Затем они изолировали и секвенировали РНК для получения первичной структуры молекул РНК, чтобы составить профили экспрессии генов.

В микроглии серого вещества пациентов с депрессией исследователи обнаружили отличия в сравнении с материалом здоровых людей для 92 генов: 81 из них показал более низкую экспрессию, а 11 — более высокую. В микроглии же белого вещества таких различий не оказалось.

Далее авторы проверили, к путям активации каких функций относятся гены с подавленной экспрессией. Больше всего оказались вовлечены пути, связанные с фагоцитарной активностью микроглии, то есть с подавлением и разрушением чужеродных частиц, и системой комплемента, которая также участвует в иммунном ответе.

Анализ коэкспрессии генов обозначил три кластера, специфичных для депрессии. Самым значимым оказался кластер, отвечающий за везикулярную организацию, внутриклеточный транспорт и макроаутофагию.

Авторы отмечают, что они не обнаружили признаков связи большого депрессивного расстройства с повышенным иммунным ответом, а значит распространенная идея об ассоциации воспалительного процесса с депрессией может быть ложной.

Ранее мы рассказывали о том, как микроглия и астроциты удаляют остатки мертвых нейронов, а также о том, что микроглия способна разрушать тормозные синапсы в процессе развития.

Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки