Они жили в III-I веках до нашей эры
Антрополог Наталия Березина исследовала останки трех человек раннесарматского времени, которых в III–I веках до нашей эры похоронили в более древнем кургане могильника Вонючка-1, расположенного недалеко от Пятигорска. Исследовательница выяснила, что кости принадлежали двум молодым женщинам, умершим в возрасте 20–29 лет, а также взрослому мужчине, прожившему 40–49 лет. У обеих женщин наблюдались аномалии развития зубов — недоразвитая эмаль или частичная адентия. А изменения на костях мужчины указали на то, что при жизни он был всадником. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник Московского университета. Серия XIII. Антропология.
Древние курганы нередко повторно использовали для захоронений более поздние племена. Поэтому неудивительно, что порой под одной насыпью покоятся люди, жившие в разные тысячелетия. Не стал исключением и недавно исследованный курган-1 могильника Вонючка-1, который находится неподалеку от Пятигорска. Это погребальное сооружение изначально возвели для молодой женщины с трепанированным черепом, которая жила на Северном Кавказе около 4232–4048 годов до нашей эры, то есть в эпоху энеолита.
Самыми последними племенами, решившими похоронить своих покойных в этом кургане, оказались сарматы — группа древних ираноязычных кочевых племен, населявших с конца IV века до нашей эры по IV век нашей эры степную зону от Южного Приуралья до Дуная. Археологи обнаружили здесь три сарматских погребения, совершенные в III–I веках до нашей эры. Более того, исследователи предположили, что, возможно, эти люди связаны с сираками.
Антрополог Наталия Березина (Natalia Berezina) из МГУ представила результаты исследования останков трех индивидов раннесарматского времени, похороненных в кургане-1 могильника Вонючка-1. Она определила, что в двух могилах (погребение-3 и погребение-5) покоились молодые женщины, которым на момент смерти было от 20 до 29 лет. В третьей могиле (погребение-4) лежали останки зрелого/пожилого мужчины, прожившего от 40 до 49 лет.
Березина провела палеопатологическое исследование и обнаружила, что у обеих женщин были аномалии развития зубов. Так, у одной из них антрополог заметила недоразвитую эмаль, которая полностью не закрывала дентин. У второй женщины она диагностировала врожденную адентию, которая проявлялась в частичном отсутствии зубов: верхних боковых резцов, верхнего третьего моляра и нижних вторых моляров. Это дополнялось некоторыми другими стоматологическими проблемами, например, зубным камнем. Кроме того, в обеих орбитах исследовательница заметила мелкие отверстия в стенках глазниц (cribra orbitalia), которые обычно считаются признаком анемии и нехватки витамина C. На внутренних костях черепа также видны последствия хронического воспаления.
Лучше всего до наших дней сохранился скелет мужчины. При обследовании его челюстей Березина заметила зубной камень, абсцессы, а также значительную стертость, которая отражает не только возраст погребенного, но и особенности его прикуса. Судя по изменениям на костях, антрополог пришла к выводу, что мужчина проводил много времени в седле, а также был правшой. При этом боевых травм на его останках не видно. Правда, при жизни этому человеку сломали нос, что, по мнению Березиной, вероятно, стало следствием межличностного насилия. Помимо этого, некоторые суставы мужчины пострадали от артроза, а кости его черепа — от хронического воспаления, чем он оказался схож с одной из женщин.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях необычных предметов, найденных в сарматских могилах. Так, в одном из воинских погребений археологи обнаружили редкий бронзовый таз с 20-лепестковой розеттой, а в едва не уничтоженном детском погребении нашли геммы с изображениями античных богов.
Археолог Сергей Воронятов повторно исследовал греческую фиалу, найденную в конце XIX века в сарматском погребении и хранящуюся в настоящее время в Государственном Эрмитаже. Он выдвинул предположение, что кочевники использовали эту серебряную чашу V века до нашей эры в качестве нагрудника церемониального конского снаряжения. А погребение, в котором нашли фиалу, археолог отнес к последней четверти I века до нашей эры — I веку нашей эры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник древней истории.