В едва не уничтоженном сарматском погребении нашли геммы с изображениями античных богов

Они представляли собой часть детского браслета начала нашей эры

Археологи исследовали пять стеклянных гемм, обнаруженных в богатом сарматском детском погребении, едва не уничтоженном из-за устройства несанкционированного скотомогильника в Астраханской области. Ученые выяснили, какие изображения украшали эти артефакты I — первой половины II века нашей эры, представлявшие собой фрагменты браслета. Среди них оказались фигуры античных мифологических существ, героев и богов, например, сфинкса, Ареса и Афины. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Нижневолжский археологический вестник.

В 2019 году в Енотаевском районе Астраханской области археологи провели охранно-спасательные раскопки курганного могильника Богомольные пески-I, расположенного на правом берегу Волги. Он представлял собой три кургана диаметром около 40 метров и высотой примерно 50–80 сантиметров, два из которых были сильно разрушены. До недавнего времени этот памятник не был известен ученым. Его открыли лишь в 2018 году, когда арендатор этой земли начал сооружать несанкционированный скотомогильник, яму для которого он выкопал экскаватором на вершине кургана-1. Во время этих работ на поверхности оказались человеческие кости, а также два бронзовых котла, один из которых был сдан на металлолом, а второй попал в музей.

Раскопки позволили выявить 14 погребений, одно из которых оказалось полностью разрушено во время устройства более поздних захоронений. Шесть погребений относились к бронзовому веку (полтавкинский этап ямной культуры, около 4500 лет назад), пять —к раннему железному веку (среднесарматская культура, примерно I–II века нашей эры). Еще два захоронения ученые датировали эпохой Средневековья. Помимо останков, археологи обнаружили здесь большое количество ценных артефактов, включая украшения из золота, например, многочисленные нашивки.

В этом могильнике обращало на себя внимание погребение-13, в котором находились останки маленькой девочки 2,5–3 лет. Помимо костей, археологи обнаружили в нем остатки погребальной одежды, расшитой большим количеством стеклянных, аметистовых, сердоликовых, хрустальных и гагатовых бус, золотые серьги, подвески, ожерелье, а также сосуд-аскос в форме утки. Кроме того, в ее могиле находился комплект из пяти двусторонних гемм-инталий, украшенных резными изображениями сюжетов античной мифологии.

Спустя три года после раскопок Алексей Тимофеев (Alexey Timofeev) из Астраханского музея-заповедника и независимый исследователь из Германии Михаил Тейстер (Mikhail Treister) представили результаты изучения стеклянных гемм из детского захоронения, которое они датировали I — первой половиной II века нашей эры. Эти украшения представляли собой фрагменты браслета, украшавшего левое запястье девочки. Ученые отметили, что геммы изготовлены из красновато-фиолетового стекла, все они овальной формы со сквозными отверстиями, а их размеры находятся в пределах 1,9–2,3 × 15,5–2 × 0,52–0,6 сантиметра.

На первой гемме в полный рост изображена атлетическая обнаженная фигура мужчины с копьем и щитом — по-видимому, это Арес (Марс). На второй стороне этого же предмета находится изображение гиппокампуса с гребнем на шее. Вторую гемму украшают фигура воина (Ареса или Ахилла) в коленопреклоненной позе с щитом и шлемом, а также плохо сохранившееся изображение человека с тирсом (деревянный жезл или посох), который сидит и протягивает руки, возможно, к козлу. По мнению исследователей, это может быть сцена с пастухом или Сатиром.

На третьей гемме изображен юноша в хитоне, ноги которого согнуты в коленях. Возможно, в его руках находится лира, а перед ним — расположенный на земле бюст. Исследователи отметили, что таким способом могли изобразить Сатира, Аполлона или Гермеса. На второй стороне этого предмета находится сфинкс с крыльями серповидной формы. Четвертый артефакт украшают фигура обнаженного мужчины в шлеме, левое колено которого согнуто. На одной его руке — плащ, в другой — копье. По данным ученых, так в эпоху Античности изображали героев или правителей. Вторую сторону геммы украшает пантера, держащая в зубах тирс (этому сюжету ученые планируют посвятить отдельную статью). Последнюю гемму украшают изображения Афины с копьем в правой руке, а также фигура обнаженной женщины, которая, возможно, совершает жертвоприношение.

Ученые заключили, что подобные предметы рассматривались владельцами в качестве амулетов и украшений. При этом они обратили внимание, что сюжеты на разных сторонах одной и той же геммы мало связаны. Возможно, эти предметы попали к сарматам из боспорских мастерских, располагавшихся в Северном Причерноморье.

Ранее на N + 1 рассказывали о другом погребении среднесарматской культуры, раскопанном в этом курганном могильнике. В нем находились останки мужчины-воина 40–45 лет, принадлежавшего к кочевой элите. Его сопроводительный инвентарь включал украшенный 20-лепестковой розеттой бронзовый таз, преднамеренно испорченный ножом или кинжалом. Подобный сосуд в Сарматии нашли впервые.

Сарматы переделали греческую фиалу в нагрудник церемониального конского снаряжения