Археолог Сергей Воронятов повторно исследовал греческую фиалу, найденную в конце XIX века в сарматском погребении и хранящуюся в настоящее время в Государственном Эрмитаже. Он выдвинул предположение, что кочевники использовали эту серебряную чашу V века до нашей эры в качестве нагрудника церемониального конского снаряжения. А погребение, в котором нашли фиалу, археолог отнес к последней четверти I века до нашей эры — I веку нашей эры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник древней истории.
На Кубани находится группа памятников зубовско-воздвиженского типа, которая представляет собой серию курганных могильников, относящихся примерно к середине I века до нашей эры — середине I века нашей эры. Эти погребальные комплексы оставили сарматы — группа древних ираноязычных кочевых племен, населявших с конца IV века до нашей эры по IV век нашей эры степную зону от Южного Приуралья до Дуная. Основные могильники этой группы были раскопаны еще на рубеже XIX–XX веков, и в распоряжении ученых оказалась богатая коллекция находок, в том числе золотых и крайне редких, за что многочисленные курганы даже прозвали «Золотым кладбищем».
В 1899 году на Зубовском хуторе (Тбилисский район Краснодарского края) раскопали четыре сарматских кургана, причем сделал это незаконно мещанин по фамилии Забродин по соглашению с местными жителями. Впоследствии туда прибыл известный археолог Николай Веселовский, который ознакомился с памятником, артефактами и составил небольшой отчет. Так, в кургане-1 были найдены, в частности, части доспеха всадника, бронзовая кружка италийского производства, пять золотых маленьких «фаларов» в зверином стиле, семь малых золотых фаларов со стекольными вставками, а также два крупных серебряных фалара. Самым интересным предметом из этого погребения оказалась круглая серебряная фиала диаметром около 21 сантиметра.
Фиала представляет собой артефакт греческого происхождения, который был изготовлен во второй половине V века до нашей эры. Этот предмет был украшен рельефным изображением свернувшейся в кольцо змеи и штампованными оленьими головами. Кроме того, на фиале присутствует греческая посвятительная надпись, буквальный перевод которой гласит, что она принадлежит Аполлону-Предводителю в (на) Фасисе. Исходя из этого, исследователи предполагают, что артефакт представляет собой обетный дар, происходивший из святилища Аполлона в городе Фасис. Эта милетская колония упоминается античными авторами, но ее местоположение до сих пор остается неизвестным (возможно, Фасис располагался на территории современной Грузии). С начала XX века фиала хранится в Государственном Эрмитаже.
Сергей Воронятов (Sergey Voroniatov) из Государственного Эрмитажа решил повторно исследовать серебряную греческую фиалу, найденную в мужском сарматском погребении. Он обратил внимание на две серебряные петли, приклепанные к краю артефакта. В одной из прошлых работ ученые предположили, что они могли использоваться для подвешивания фиалы в храмовой сокровищнице. Однако для этого достаточно бы было изготовить лишь одну петлю.
Петербургский археолог выдвинул предположение, что петли мог приклепать сарматский мастер, чтобы использовать античную чашу в качестве нагрудника лошадиной сбруи. Возможно, это подперсье крепилось по Y-образной схеме с помощью трех ремней. Хотя на найденном артефакте петли всего две, третья петля могла находиться между буквами тета и омикрон — в этом месте до реставрации присутствовал разрыв бортика. Такое использование фиалы могло бы объяснить те повреждения и деформации (следствие натяжения ремней), которые и сегодня видны на ней.
Ученый отметил, что на сегодня известно шесть случаев, когда сарматы использовали бляхи подперсья в конском снаряжении, причем в трех из них для этих целей приспосабливали античные чаши. Они происходят из погребений, раскопанных у села Весняное на Южном Буге, около села Козырка недалеко от Ольвии и в некрополе Старокорсунского городища в Прикубанье. Похожее украшение конской сбруи известно и из погребения, обнаруженного рядом с поселком Яшкуль в Калмыкии, где для этих целей была переделана серебряная накладка козырька позднекельтского шлема второй половины I века до нашей эры. Погребение же из Зубовского хутора, по мнению Воронятова, скорее всего, относится к I веку нашей эры.
Ранее на N + 1 уже рассказывали о случаях, когда российские исследователи пересматривали назначение старых находок. Так, ученые выяснили, что скипетры эпохи викингов пролежали в музее с середины XX века как остатки копья и жертвенный нож. А скипетры из Эрмитажа оказались древнейшими трубочками для питья пива.
Михаил Подрезов
Точное назначение этого предмета осталось неизвестным
Исследователь из Канады описал керамическую форму, обнаруженную в 2014 году во время раскопок римского форта Виндоланда. На внутренней стенке артефакта ученый зафиксировал рельефное изображение бога Аполлона. Хотя точное назначение этого предмета остается неизвестным, возможно, форма использовалась для изготовления глиняных фигурок или аппликаций. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Britannia.