Гиены из грота Гауттари погрызли неандертальские кости около 66-65 тысяч лет назад

Археологи датировали находки, сделанные в Италии

Группа ученых из Италии и Тайваня представила результаты исследований, проходивших в гроте Гуаттари, известном благодаря многочисленным останкам неандертальцев. Исследователи пришли к выводу, что первые архаичные люди посещали эту стоянку вскоре после окончания Эемского межледниковья (около 112 тысяч лет назад). Однако подавляющая часть неандертальских костей относится к более поздним временам, когда настоящими хозяевами грота были гиены. По-видимому, эти плотоядные животные натаскали в пещеру многочисленные человеческие кости в течение очень короткого времени между 66 и 65 тысячами лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Review.

В 1939 году в итальянском Лацио во время разработки карьера случайно обнаружили вход в грот, получивший название Гуаттари. На полу одной из камер небольшой пещеры рабочие обнаружили хорошо сохранившийся неандертальский череп, который в тот же день передали археологу Альберто Бланку (Alberto Blanc). Спустя несколько дней всего в паре метров от черепа также нашли нижнюю челюсть. Аналогичную находку археологи сделали 1950 году, исследуя отложения привходовой площадки.

Изучая неандертальский череп, Бланко пришел к выводу, что этот человек стал жертвой каннибалов. Последние, по его мнению, и разместили череп в гроте в ритуальных целях. Однако более поздние исследователи пришли к выводу, что останки, вероятнее всего, повредили гиены, логово которых находилось в пещере. В начале 1990-х годов ученые датировали эту находку уран-ториевым методом, который показал, что ее возраст — не более 50 ± 3 тысяч лет. Тогда же методом электронного парамагнитного резонанса они получили возраст 57 ± 6 тысяч лет.

В 2019 году археологи вернулись в грот Гуаттари и начали исследовать ранее неизученные участки, благодаря которым они обнаружили останки еще восьми неандертальцев. Вскоре ученые сообщили, что, по всей видимости, внутрь пещеры их кости принесли гиены. В новой работе Марио Федерико Рольфо (Mario Federico Rolfo) из Римского университета Тор Вергата совместно с коллегами из Италии и Тайваня опубликовал результаты исследований последних лет, проходивших в пещере Гуаттари.

На участке, получившем название «Лагетто», археологи выявили отложения мощностью от 47 до 102 сантиметров, которые они разделили на четыре условных горизонта. Самые интересные находки исследователи сделали в слоях второго и третьего горизонта. Так, во втором горизонте они сделали в общей сложности 4434 находки, подавляющая часть которых приходится на кости млекопитающих — 4378, причем 28 из них оказались останками неандертальцев. Кроме того, здесь же нашли 44 копролита, а также семь каменных артефактов. В слоях третьего горизонта находок оказалось чуть больше — 5006, 4976 из которых представляют собой кости млекопитающих. Среди них пять находок — это человеческие кости. Кроме того, здесь же обнаружили 28 каменных артефактов и семь копролитов.

Благодаря тому, что отложения с неандертальскими останками на участке «Лагетто» неоднократно перекрывались слоями натечных образований, исследователям удалось их датировать с помощью уран-ториевого метода. Так, самую древнюю находку археологи сделали в слое, возраст которого между 112,6 ± 0,9 и 100,4 ± 5,9 тысячи лет. Однако подавляющее большинство находок происходят из более молодых отложений. По данным ученых, гиены натаскали кости в пещеру в течение очень короткого времени — около 66–65 тысяч лет назад, после чего животные не позднее 59 тысяч лет назад навсегда покинули логово. При этом на протяжении последних примерно 50 тысяч лет (до 1939 года) грот оставался недоступен для крупных животных и людей.

Судя по споро-пыльцевым анализам и найденным в гроте Гуаттари костям животных, исследователи пришли к выводу, что основная часть отложений (второй и третий горизонты участка «Лагетто») накопились в более холодные времена, нежели сейчас. Крайне низкое количество каменных артефактов, отсутствие очагов и прочих следов жизнедеятельности людей указывают на то, что около 66–65 тысяч лет назад сами неандертальцы очень редко посещали этот грот, а его настоящими хозяевами были гиены.

Зато отчетливые следы человеческой активности на этом памятнике присутствуют в древних слоях (между 120 и 105 тысячами лет назад), раскопанных на привходовой площадке. Ученые полагают, опираясь на результаты недавнего аргон-аргонового датирования, что первые неандертальцы появились на этом памятнике после примерно 112 тысяч лет назад, то есть вскоре после окончания Эемского (Микулинского) межледниковья.

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеоантропологи изучили череп древнего гоминина, останки которого почти 30 лет назад нашли в одной из пещер на юге Италии. Возможно, этот человек принадлежал к группе ранних неандертальцев, живших не менее 128,2 тысячи лет назад и сохранивших некоторые очень архаичные черты, которые сближают их с более древними людьми среднего плейстоцена.

Неандертальцы охотились на 13-тонных прямобивневых слонов