Палеоантропологи описали замурованный в натечные образования неандертальский череп

Его нашли еще в 1993 году в окрестностях итальянского города Альтамура

Палеоантропологи отсняли замурованный в натечные образования череп древнего гоминина, останки которого почти 30 лет назад нашли в одной из пещер, расположенных возле итальянского города Альтамура. Затем они построили трехмерные модели этого черепа, провели морфометрическое исследование и сравнили его с останками других древних людей. По мнению ученых, гоминин принадлежал к группе ранних неандертальцев, живших не менее 128,2 тысячи лет назад, которые сохранили некоторые очень архаичные черты, которые сближают их с людьми среднего плейстоцена. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Communications Biology.

Недалеко от небольшого города Альтамура, расположенного на юге Италии, находится карстовая пещера Ламалунга. Свою известность она получила благодаря спелеологам, которые осенью 1993 года обнаружили в одном из узких тоннелей этой пещеры останки древнего человека. Они представляют собой почти полный окаменелый скелет, который уже частично врос в пол пещеры. Впоследствии по фотографиям и благодаря визуальному осмотру на месте ученые сумели определить, что останки принадлежали взрослому гоминину конца среднего – начала позднего плейстоцена.

Лишь в 2009 году археологи получили разрешение извлечь часть скелета из пещеры. Выбор пал на правую лопатку. Попытки датировать эту находку с помощью радиоуглеродного метода успехом не увенчались, что и следовало ожидать от очень древних костей. Возраст находки удалось установить позже благодаря уран-ториевому методу, который показал, что этот индивид, вероятно, жил между 130,1 ± 1,9 и 172 ± 15 тысячами лет назад. Морфометрический анализ лопатки и исследование коротких фрагментов митохондриальной ДНК позволили ученым сделать вывод, что останки принадлежали раннему неандертальцу (Homo neanderthalensis). Вместе с тем палеоантропологи подчеркивали, что некоторые особенности скелета отличают индивида из Ламалунги от классических представителей этого вида.

Спустя почти 30 лет с момента обнаружения группа ученых из Австралии, Испании и Италии во главе с Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Университета Ла Сапиенца в Риме сумела описать череп ископаемого гоминина из Ламалунги. Исследователи отметили, что большую часть черепа, лежащего в пещере в перевернутом виде, покрывают натечные образования, которые к тому же ограничивают доступ к некоторым его частям. Так, хорошо просматриваются лицевой отдел и лобная кость, которые ученые отсняли с помощью трехмерного лазерного сканера. В то же время зафиксировать остальные части удалось лишь с помощью зондов с камерами, которые погружались в щели между окружающими череп спелеотемами. Полученные снимки впоследствии исследователи обработали с помощью методов фотограмметрии.

Несмотря на все сложности, ученым удалось оцифровать череп и построить его трехмерные модели. Цифровая реконструкция позволила оценить объем головного мозга индивида из Ламалунги, который оказался равен 1190 кубическим сантиметрам. Это сближает его с другими ранними неандертальцами: Апидима-2 (1290 кубических сантиметров), пятью индивидами из Крапины (1306,4 ± 105,49 кубического сантиметра) и Саккопасторе-1 (1174 кубических сантиметра). По данным исследователей, у более поздних классических неандертальцев этот показатель в среднем достигал 1463,13 ± 168,02 кубического сантиметра.

На графиках, построенных с помощью метода главных компонент, череп из пещеры Ламалунга попадает в рамки изменчивости неандертальцев. На это во многом указывает и морфология находки – по 15 из 20 диагностических признаков ее можно относить к неандертальцам. Так, у 17 более древних людей из местонахождения Сима-де-лос-Уэсос, живших около 430 тысяч лет назад, этот показатель составил 10. В то же время у двух чуть более поздних индивидов из Саккопасторе, живших между 130 и 100 тысячами лет назад, он равен 17.

Исследователи заключили, что череп из пещеры Ламалунга принадлежал неандертальцу. При этом некоторые черты сближают его с гораздо более древними гомининами среднего плейстоцена, например, с людьми из Сима-де-лос-Уэсос. Возможно, он принадлежал к популяции ранних неандертальцев, которые неожиданно для исследователей сохранили архаичные признаки до столь позднего времени. Это может быть связано с тем, что в разных географических регионах Европы, выступавших климатическими убежищами во время ледникового периода, проживали достаточно изолированные группы неандертальцев, которые заметно отличались друг от друга.

Недавно на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных неандертальцам. Так, палеозоологи и археологи выяснили, что древние люди из португальской пещеры Фигейра-Брава уже 86 тысяч лет назад ловили крабов и поджаривали их на углях. Напротив, обитатели стоянок Ноймарк-Норд предпочитали более крупную добычу и охотились на прямобивневых слонов, масса которых могла достигать 13 тонн.

Из клана Окладникова