На Карибах нашли остатки старейшего вина в Америке

Они сохранились в керамическом черепке XVI века

Британские ученые провели химические анализы 40 фрагментов керамики раннего колониального периода, обнаруженных на острове Мона, который находится в Карибском море. Исследователи не нашли убедительных доказательств того, что в этой посуде готовили или хранили молочные продукты, рыбу или морепродукты, хотя археологические находки указывали на то, что эта пища, вероятно, входила в рацион местных жителей. Зато на одном из испанских керамических черепков ученые обнаружили остатки вина, которые представляют собой самое раннее известное свидетельство употребления этого напитка в Новом Свете. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

В конце XV века европейцы начали осваивать Новый Свет, основав первые поселения на островах Карибского моря. Однако первые форты, построенные здесь, ждала печальная участь. Так, во время первой поездки в Америку Колумб основал на Гаити поселение Ла-Навидад, однако вернувшись сюда уже во второй раз он увидел, что местные индейцы его уничтожили, убив всех европейцев. Второй форт Ла-Исабела просуществовал немного дольше — с 1493 по 1496 год, прекратив свое существование из-за обрушившихся ураганов, голода и болезней.

Набравшись опыта европейцы изменили свою стратегию и стали полагаться на пищу, сделанную местными жителями. Группа ученых из Великобритании во главе с Лизой Бриггс (Lisa Briggs) из Университета Крэнфилда решила выяснить, что входило в рацион людей, проживавших на карибском острове Мона в XVI веке — после введения испанцами энкомьенды, то есть формы эксплуатации индейского населения, которое должно было беспрекословно выполнять все требования конкистадоров.

Для этого исследователи отобрали для химических анализов образцы керамики из двух поселений, просуществовавших на острове Мона примерно до 1560 года. В общей сложности они изучили 40 артефактов, 14 из которых имели испанское происхождение, а 26 — местное. Газовая хроматография — масс-спектрометрия показала, что все находки содержали достаточное количество липидов, чтобы теоретически можно было выяснить, какая пища готовилась или хранилась в этой посуде.

В одном из испанских сосудов исследователи обнаружили винную и яблочную кислоту, содержание которых позволило заключить, что в этой керамике хранили вино. Они отметили, что аналогичные показатели могут присутствовать и в посуде, в которой готовили или хранили продукты из индийского финика, однако, по данным ученых, в Америку это растение завезли позже. Поэтому исследователи заключили, что обнаруженные остатки представляют собой древнейшее известное свидетельство употребления вина в Америке.

В большинстве других керамических артефактов ученые обнаружили химические соединения, которые указывают на то, что в основном в посуде готовили или хранили растительную пищу (иногда, возможно, она дополнялась и продуктами животного происхождения). В некоторых случаях им удалось найти маркеры, характерные для более конкретных продуктов питания: клубней (вероятно, маниока), растений с С4-фотосинтезом (видимо, кукурузы и/или амаранта). Кроме того, часть посуды, включая фрагменты двух испанских «сосудов для оливкового масла» (в одном из них нашли остатки вина), содержала органические соединения, характерные для хвойных растений. Похоже, что эти сосуды были покрыты смолой, скорее всего, сосновых деревьев.

При этом исследователи не нашли убедительных свидетельств того, что в изученной посуде готовили рыбу или морских моллюсков, многочисленные остатки которых найдены при археологических раскопках. Только в шести образцах присутствовали маркеры, которые можно в равной мере связать с растениями с С4-фотосинтезом или морепродуктами. Похоже, это связано с тем, что эти продукты попросту готовили иначе, например, рыбу могли жарить на вертеле или способом, известным как барбакоа. Кроме того, исследователи не нашли доказательств того, что жители острова Мона употребляли в пищу молочные продукты, хотя кости коз и коров также были найдены на археологических памятниках.

Ранее на N + 1 неоднократно рассказывали, как молекулярные анализы позволили узнать новое о питании древних жителей нашей планеты. Так, ученые исследователи зубной камень 45 человек, живших в Понтийско-Каспийской степи и прилегающих к ней районах между 6000 годом до нашей эры и 200 годом нашей эры. Оказалось, что большинство из них употребляли в пищу молочные продукты. Причем долгое время жители Предкавказья питались только овечьим молоком, а доить коз и коров начали лишь в начале III тысячелетия до нашей эры.

Палеогенетики прочитали старейший геном домашней лошади из Америки