Палеогенетики прочитали старейший геном домашней лошади из Америки

Палеогенетики прочитали самый старый геном домашней лошади из Америки. Им удалось отсеквенировать ДНК из зуба, найденного в испанском городе раннего колониального периода на Гаити. Ученые подтвердили прошлые выводы, что первые домашние лошади Нового Света происходили с Пиренейского полуострова. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Род Equus, которому относятся, в частности, современные домашние лошади (E. caballus), возник в эпоху плиоцена на территории Северной Америки, откуда эти животные распространились по Евразии около 2,5 миллиона лет назад через Берингию. Например, одним из древних видов, обитавших в Новом Свете, была Хагерманская лошадь (E. simplicidens), внешне похожая на пустынную зебру (E. grevyi). Однако в позднем плейстоцене — раннем голоцене все представители рода лошадей на территории Америки вымерли.

Вновь лошади оказались в Америке лишь в конце XV века вместе с прибывшими туда европейцами. Сначала их привозили на Карибские острова, а затем и на континент. Например, известно, что завоеватель Фернандо Кортес привез с собой 16 лошадей, которые помогли ему покорить Мексику. В дальнейшем его последователи разводили коней уже на неосвоенных землях. Постепенно местные индейцы привыкли к этим животным и начали их похищать у европейцев. Так, к концу XVI века лошадьми обзавелись уже многие аборигенные племена. Со временем они стали неотъемлемой частью их культуры.

Николя Дельсоль (Nicolas Delsol) из Музея естественной истории Флориды совместно с коллегами из США исследовал небольшой фрагмент зуба взрослого животного XVI века (вероятно, последней четверти XVI века), который первоначально был идентифицирован как коровий (Bos taurus). Его нашли во время раскопок испанского города Пуэрто-Реаль, располагавшегося на севере Гаити. Палеогенетики отсеквенировали ДНК из этого образца и обнаружили, что на самом деле он принадлежал лошади.

В результате этой работы ученым удалось восстановить полный митохондриальный геном этой особи. Полученный генетический профиль принадлежал самой ранней домашней лошади в Западном полушарии, известной на сегодняшний день. После этого ученые сравнили геном с 83 ранее прочитанными образцами митохондриальной ДНК современных лошадей, используя в качестве аутгруппы геном дикого осла (E. asinus).

Ученые обнаружили, что лошадь с Гаити принадлежит к митохондриальной гаплогруппе A. Особи с этой гаплогруппой чаще всего встречаются в Центральной Азии (46,7 процента), Южной Европе (37,3 процента) и на Ближнем Востоке (десять процентов). Кроме того, лошади с гаплогруппой А были найдены во время раскопок памятников бронзового века на Пиренейском полуострове. Филогенетический анализ показал, что больше всего особь из города Пуэрто-Реаль связана с современными американскими пони чинкотиг.

Исследователи заключили, что полученные данные подтверждают испанское происхождение первых домашних лошадей в Америке. По всей видимости, они были завезены на Гаити из Центральной Испании через Канарские острова.

В прошлом году на N + 1 рассказывали о том, что палеогенетикам удалось установить прародину всех современных домашних лошадей. Анализ 271 древнего генома показал, что она находится в Причерноморских степях. Оттуда в конце III — II тысячелетии до нашей эры лошади начали распространяться в другие регионы.

Двум древним китайцам в наказание ампутировали части ног