На это указал анализ изотопного состава стронция
Биоархеологи проанализировали изотопный состав стронция в двух зубах неандертальцев из португальского памятника Оливейра и одного представителя мадленской культуры со стоянки Галерея-да-Систерна. Оказалось, что в течение своей жизни архаичные люди среднего палеолита перемещались по территории площадью около 600 квадратных километров, в то время как человек современного анатомического типа эпохи верхнего палеолита — по территории площадью примерно 300 квадратных километров. По мнению авторов новой работы, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, это сокращение жизненного пространства может объясняться более высокой плотностью населения на Пиренейском полуострове в конце древнекаменного века.
Одним из самых популярных инструментов, позволяющих исследовать мобильность древних людей, выступает анализ изотопного состава стронция. Дело в том, что в зависимости от геологических условий местности, где жил человек, в его костях и зубах накапливается разное количество стронция-87 и стронция-86. В пищевую цепочку этот щелочноземельный металл попадает из почвы, поверхностных и подземных вод, откуда его поглощают растения. А затем вместе с растительной пищей попадает в организмы животных и накапливается в их костях и зубах в период их формирования.
Традиционный анализ стабильных изотопов стронция позволяет определить, где тот или иной человек родился и провел свое детство. Для этого надо определить изотопный состав его останков и выяснить геологические и изотопно-геохимические характеристики районов, где он предположительно проживал. Однако современный метод масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой и лазерной абляцией (MC-ICP-MS) позволяет изучить «изотопную подпись» с высоким разрешением, то есть определить значения вариаций изотопного состава стронция на протяжении всего периода формирования костной ткани, при этом минимизировав разрушения находки.
К этому методу обратилась биоархеолог Бетан Линскотт (Bethan Linscott) из Оксфордского университета совместно с коллегами из Великобритании, Италии и Португалии, чтобы выяснить, насколько отличалась мобильность неандертальцев и людей современного анатомического типа, проживавших на Пиренейском полуострове. Ученые проанализировали изотопный состав двух зубов неандертальцев, найденных в португальской пещере Оливейра, возраст которых составляет 93250 ± 3450 лет.
Для сравнения они использовали зуб носителя мадленской археологической культуры, найденный на расположенной неподалеку стоянке Галерея-де-Систерна. Прямое радиоуглеродное датирование показало, что этот человек жил 13107–12926 лет назад (это даже несколько позже, чем в современных работах обычно определяют окончание мадленской культуры). Кроме того, исследователи также изучили изотопный состав останков древних животных, найденных в этом же районе.
Соотношение изотопов стронция-87 и стронция-86 показало, что оба неандертальца в период формирования их зубов (между 8,5–14,5 и 3,5–6,5 года) периодически перемещались между четырьмя районами с разными геологическими и изотопно-геохимическими характеристиками. По оценкам исследователей, эти архаичные люди занимали территорию, площадь которой составляла около 600 квадратных километров. Анализ останков животных указал на то, что в течение круглого года на этих землях присутствовали лошади, благородные олени и носороги, а летом — и пиренейские козлы.
Изотопный состав эмали зуба носителя мадленской культуры свидетельствует о том, что этот человек в период формирования зубной ткани перемещался по значительно меньшей территории — около 300 квадратных километров. Возможно, эта территория включала долину небольшой местной реки от ее истока до устья. Во время жизни этого человека в исследованном районе также были доступны для охоты копытные животные (по крайней мере, сезонно). Кроме того, археологические находки и данные по изотопам углерода и азота указывают на то, что мадленцы питались рыбой, в том числе лососями и алозами.
По мнению авторов новой статьи, заметная разница в мобильности неандертальцев и человека современного анатомического типа вряд ли связана с изменениями экологических условий. Они склоняются к тому, что в конце верхнего палеолита в этом регионе проживало больше людей, поэтому охотники-собирателями были вынуждены кормиться с гораздо меньшей территории. Этим ученые объясняют не только появление рыбы в рационе, но и мелких животных — кроликов, останки которых преобладают в мадленских слоях на одном из памятников этого же региона.
Совсем недавно на N + 1 уже рассказывали об исследовании находок из пещеры Оливейра. В мустьерских слоях этого памятника археологи обнаружили больше двухсот костей птиц, подавляющее большинство из которых принадлежали клушицам и галкам. Хотя исследователи склонились к тому, что в основном эти птицы умерли в пещере по естественным причинам, возможно, часть из них все же была добычей неандертальцев.
На это указали находки из португальских пещер
Палеозоологи и археологи исследовали птичьи кости, найденные в Португалии на двух неандертальских пещерных стоянках — Фигейра-Брава и Оливейра. Проанализировав останки, ученые пришли к выводу, что около 90 тысяч лет назад древние обитатели Пиренейского полуострова охотились на водоплавающих птиц, например, на бакланов. Кроме того, они не исключили, что часть найденных врановых также представляла собой добычу неандертальцев, хотя большинство этих пернатых, видимо, погибли по естественным причинам. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.