Стимуляция увеличила синтез гормона голода
Ученые из США разработали проглатываемую капсулу, которая стимулирует желудок током. Это может быть полезно при нарушениях аппетита и заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Электрод капсулы контактирует со слизистой, пока сама капсула отводит от электрода желудочный сок. В экспериментах капсула увеличила синтез гормона голода в желудке свиней. Работа опубликована в Science Robotics.
Электростимуляцию желудка используют, например, для лечения гастропареза. При этом заболевании пища остается в желудке слишком долго, из-за этого у больных возникает рвота, вздутие живота, диспепсия. Гастропарез чаще бывает у людей с диабетом и его связывают с невропатией. Электроды имплантируют во внешнюю серозную оболочку желудка, так как стимулировать слизистую оболочку трудно — мешает жидкость. Желудок от такой стимуляции не начинает опорожняться быстрее, однако симптомы становятся слабее. Кроме того, электростимуляция желудка может активировать нейроны блуждающего нерва и влиять на активность мозга. Однако инвазивность этой процедуры усложняет ее и несет в себе риски.
Халил Рамади (Khalil Ramadi) из Медицинской школы Гарвардского университета и его коллеги разработали проглатываемую капсулу для электростимуляции желудка. Она сама отводит жидкость от контактов электрода и локально стимулирует слизистую оболочку — в итоге усиливается синтез грелина — гормона голода. Грелин воздействует на центры насыщения и голода в гипоталамусе, а агонисты грелина исследуются как средства от тошноты и рвоты. Такая капсула могла бы помочь людям с нарушениями аппетита или с расстройствами пищевого поведения.
Чтобы электрод нормально контактировал со слизистой оболочкой желудка, исследователям нужно было позаботиться об отведении жидкости. Они вдохновились кожей австралийской пустынной ящерицы Moloch horridus, названной в честь языческого божества Молоха. Когда вода попадает на кожу Молоха, она по капиллярным каналам между чешуйками поступает ко рту ящерицы — и та ее пьет. Исследователи сделали такие же капилляры на поверхности своей капсулы — чтобы желудочный сок по ним отводился от электрода, контактирующего со слизистой.
Размер капсулы — 9 × 15 миллиметров, а состоит она из внутренней электроники, питающих батарей и электрода, намотанного вокруг капсулы по спирали. Авторы вычислили оптимальную форму и размер каналов — прямоугольные поперечные каналы шириной 1 миллиметр и глубиной 0,6 миллиметров. Чтобы капсула еще лучше впитывала жидкость, авторы обработали ее поверхность кислородной плазмой, сделав ее гидрофильной.
Сначала ученые простимулировали желудки свиней обычным методом с помощью эндоскопических золотых зондов, которые установили вдоль большей кривизны желудка. Чтобы понять, какими будут нейрогормональные эффекты, авторы меняли параметры стимуляции. Длительность импульса меняли с 0,3 до 3 миллисекунд, частота составляла 14 герц, амплитуда — от 0,5 до 5 миллиампер, а время стимуляции — от 5 до 60 минут. Параметры обычной электростимуляции желудка — 0,33 миллисекунд, 14 герц и 5 миллиампер. Электроды касались стенок желудка всегда в одних и тех же местах, а контактное давление не менялось.
Уже спустя 5 минут стимуляции уровень грелина в плазме животных вырос на 45,5 пикограмм на миллилитр по сравнению с контрольными свиньями. За 20 минут стимуляции уровень гормона в крови стимулируемых свиней поднялся на 70 микрограмм на миллилитр и оставался таким на протяжении еще 40 минут, а у контрольных — упал на 80 пикограмм на миллилитр за час. Возможно, снижение в контрольной группе связано с воздействием анестетиков и эндоскопического вмешательства.
Стимулы длительностью 0,3 миллисекунды и аплитудой 0,5 миллиампер меняли уровень грелина сильнее всего. В отличие от мышечного, нейронное возбуждение достигается при более коротких импульсах и меньшей амплитуде.
Стимуляция влияла и на другие гормоны — уровни глюканоподобного пептида-1, регулирующего секрецию инсулина, и гастрина, который стимулирует выделение желудочного сока, снижались. Но уровни пептида YY и желудочного ингибирующего полипептида оставались неизменными.
После этого исследователи стимулировали желудок свиней с перерезанным блуждающим нервом — нервом, который соединяет мозг со всеми внутренними органами. Стимуляция не повлияла на уровни грелина и других гормонов. Это, по словам авторов, говорит о том, что для контроля уровня грелина в крови сигналы от желудка по блуждающему нерву должны поступать в мозг, а от мозга — в желудок.
Наконец, ученые ввели в желудки анестезированных свиней капсулы. Капсулы вводили с помощью эндоскопии, а перед этим их поместили в изомальтовую оболочку. Под действием желудочного сока за несколько минут оболочка растворялась — и высвобождала капсулу. Такая стимуляция повысила уровень грелина в крови свиней на 74,7 пикограмм на миллилитр в течение 10 минут, а у контрольных животных уровень гормона за это время снизился на 29,8 пикограмм на миллилитр. Уровни других гормонов не менялись.
Капсулы хорошо переносились, оставались в желудке свиней в течение одного дня, а затем — выводились естественным путем в течение двух недель. Гистологическое исследование мест стимуляции не обнаружило повреждений и кровотечений — это значит, что такая непродолжительная стимуляция безопасна. Авторы считают, что с помощью таких капсул можно будет лечить метаболические, желудочно-кишечные и нервно-психические расстройства.
Больше всего пострадали страны с низким уровнем дохода
По оценкам специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2019 году избыточная смертность от болезней и состояний, связанных с недостаточной безопасностью питьевой воды, санитарией и личной гигиеной (мытьем рук), составила 1,4 миллиона случаев. Кроме того, они ответственны за почти 74 миллиона лет жизни, скорректированных по нетрудоспособности. Также 273 тысячи детей младше пяти лет погибло от диареи, а 112 тысяч — от острых респираторных инфекций, вызванных из-за проблем с чистой водой, санитарией и мытьем рук. Отчет опубликован в журнале The Lancet.