Зоологи описали два таких случая в кенийских заповедниках
Пятнистые гиены, дикобразы и бородавочники могут ужиться в одной норе. Зоологи описали два таких случая в кенийских заповедниках Лева и Борана. В первом из них в одном логове соседствовали семь гиен, два дикобраза и три бородавочника, а во втором — одиннадцать гиен, два дикобраза и шесть бородавочников. Как отмечается в статье для журнала African Journal of Ecology, гиены часто охотятся на дикобразов и бородавочников — однако вряд ли будут нападать на них в замкнутом пространстве. Почему представители трех видов поселились вместе, пока неясно. Возможно, причина в том, что вулканическая почва в Лева и Борана настолько твердая, что дикобразам и бородавочникам выгоднее подселиться к хищникам, чем пытаться копать норы самостоятельно.
Порой в одном жилище — норе, дупле или гнезде — мирно сосуществуют животные, принадлежащие к нескольким разным видам. Например, в прошлом году австралийские зоологи обнаружили в гнездовом ящике, где поселилось семейство тонкохвостых поссумов (Cercartetus concinnus), геккона Strophurus spinigerus. В Японии в норах обыкновенных лисиц (Vulpes vulpes) могут жить грызуны нескольких видов, а в Италии лисицы иногда делят жилища с обыкновенными барсуками (Meles meles) и хохлатыми дикобразами (Hystrix cristata).
Команда зоологов под руководством Марка Дюпюи-Дезормо (Marc Dupuis-Désormeaux) из Йоркского университета описала еще один пример соседства разных видов. В 2016-2021 годах исследователи изучали пять кланов пятнистых гиен (Crocuta crocuta) в кенийских заповедниках Лева и Борана. Около входа в семейное логово каждой группы была установлена автоматическая камера, которая фиксировала входящих и выходящих животных.
Проанализировав собранные материалы, Дюпюи-Дезормо и его коллеги обнаружили, что только в трех из пяти нор жили только гиены. В двух других логовах с ними какое-то время сожительствовали хохлатые дикобразы и бородавочники (Phacochoerus africanus). В норе первого клана в 2016-2017 годах одновременно жили семь гиен, два дикобраза и три бородавочника. В логове второго клана в 2018-2019 годах соседствовали одиннадцать гиен, два дикобраза и шесть бородавочников. В первом случае сожительство длилось не менее 24 недель, а во втором — не менее 20 недель. Животные разных видов пользовались одними и тем же входами в нору. Иногда представитель одного вида заходил в логово или выходил из него менее чем через пять минут после представителя другого вида. У исследователей не было возможности заглянуть под землю, однако они предполагают, что гиены, дикобразы и бородавочники жили в разных ответвлениях и камерах нор.
По словам авторов, представители всех трех видов обычно селятся в подземных убежищах. Пятнистые гиены приносят потомство в родильных норах, после чего переселяются в общую нору клана; дикобразы рожают в норах и спят в них днем; а бородавочники прячутся в них от хищников по ночам. Ранее зоологи даже замечали дикобразов и бородавочников в заброшенных норах гиен. Тем не менее, всех этих животных никогда прежде не видели в одном логове одновременно. Лишь однажды в дельте Окаванго исследователи во время паводка встретили бородавочника, который жил в жилой норе гиены — правда, он использовал другой вход.
Дюпюи-Дезормо и его соавторы полагают, что представители трех видов начали сожительствовать из-за особенностей окружающей среды в заповедниках Лева и Борана. Местные вулканические почвы очень твердые, поэтому копать в них норы тяжело. В таких условиях дикобразам и бородавочникам с энергетической точки зрения выгоднее заселиться в чужую нору, пусть она и принадлежит крупным хищникам, чем пытаться копать самостоятельно. Дикобразы также могли заинтересоваться норами гиен, поскольку там можно найти оставшиеся от их добычи кости, которые эти грызуны любят грызть.
Дикобразы и бородавочники часто становятся жертвами пятнистых гиен. Это значит, что они серьезно рискуют, когда селятся с этими хищниками в одних логовах. Тем не менее, дикобразы и бородавочники неплохо вооружены (у первых есть острые иглы, а у вторых — мощные клыки) и в замкнутом пространстве намного более опасны, чем на поверхности земли. Таким образом, гиены вряд ли будут охотиться на них в норах.
Возможно, дикобразы и бородавочники смогли ужиться с двумя кланами пятнистых гиен из-за пищевых предпочтений последних. Дело в том, что исследователи регулярно находили в помете гиен из других кланов волосы и другие останки дикобразов и бородавочников. Однако представители двух кланов, приютившие незваных соседей, судя по их помету, никогда не охотились на этих животных.
Насколько часто гиены, дикобразы и бородавочники оказываются в одной норе, пока неясно. Авторы отмечают, что после 2019 года они больше не отмечали похожих случаев. Таким образом, подобное сожительство может быть очень редким явлением.
Ранее зоологи описали совместную охоту южноафриканской лисицы (Vulpes chama) и африканского хорька (Ictonyx striatus) в пустыне Калахари. Хорек спустился в систему нор, чтобы выгнать оттуда грызуна, а лисица осталась сторожить добычу на поверхности земли. Также исследователи зафиксировали еще пятнадцать случаев, когда лисицы и хорьки держались вместе.
Ежегодная смертность рукокрылых на древнем озере оказалась примерно такой же, как и в современных плавательных бассейнах
Палеонтологи выяснили, что в эоценовом озере Мессель, в отложениях которого обнаружены многочисленные ископаемые, не происходило массовой гибели животных из-за выбросов газа или массового размножения цианобактерий. К такому выводу исследователи пришли, сравнив ежегодный уровень гибели летучих мышей в этом водоеме и в современных плавательных бассейнах. Оказалось, что они сравнимы. Таким образом, животные, вероятно, просто время от времени тонули в озере Мессель, а не становились жертвами каких-либо природных катастроф. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Palaeobiodiversity and Palaeoenvironments.