В австралийском заповеднике Монжбап геккон поселился в одном гнездовом ящике с семейством тонкохвостых поссумов, Это первый известный пример такого соседства. По мнению зоологов, ящерице пришлось разделить одно убежище с сумчатыми из-за нехватки старых дуплистых деревьев, большинство из которых вырубили люди. А еще геккона могло привлечь гнездо из листьев и веток, как и возможность погреться о теплые тела поссумов. Впервые о необычном соседстве сообщила в твиттере природоохранная организация Bush Heritage Australia, а подробнее о нем рассказывается в статье The New York Times.
Многие животные, от птиц и млекопитающих до насекомых, устраивают гнезда или убежища в дуплах деревьев. Здесь они и их потомство защищены от хищников, гнездовых паразитов и непогоды. Однако у дупел есть один серьезный недостаток: их обычно не хватает на всех желающих. Неудивительно, что животные жестко конкурируют из-за подходящих убежищ, причем иногда их конфликты могут закончиться убийством. Вмешательство людей, которые вырубают старые дуплистые деревья, только усугубляет проблему.
Чтобы помочь животным, предпочитающим селиться в дуплах, специалисты по охране природы развешивают для них искусственные гнездовья, такие как дуплянки и гнездовые ящики. Один из таких проектов реализуется в расположенном на юго-западе Австралии заповеднике Монжбап, которым управляет природоохранная организация Bush Heritage Australia. Поскольку еще десять лет назад на месте заповедника располагались сельскохозяйственные угодья, сейчас здесь ведутся активные работы по восстановлению естественной растительности. Однако достаточное количество старых дуплистых деревьев появится в Монжбапе еще нескоро, поэтому для поддержки местной фауны специалисты также устанавливают искусственные гнездовья. Среди них есть 103 гнездовых ящика для тонкохвостых поссумов (Cercartetus concinnus) — мелких сумчатых, которые обитают в сухих лесах и кустарниковых зарослях в южной части Австралии.
В середине июня этого года сотрудник Bush Heritage Australia Алекс Хэмс (Alex Hams) во время осмотра территории заповедника заглянул под крышку одного из гнездовых ящиков. Внутри он увидел семейство поссумов с детенышами, которые сидели в гнезде из эвкалиптовых листьев и веток. Однако вместе с поссумами в ящике находилась небольшая ящерица — геккон Strophurus spinigerus. Несмотря на скромные размеры ящика, сумчатые и рептилия, казалось, совершенно не мешали друг другу. По словам Хэмса, животных беспокоило лишь то, что в их жилище вторгся человек.
В течение следующих двух недель Хэмс еще дважды проверял этот гнездовой ящик — и каждый раз видел внутри поссумов и геккона. Это означает, что ящерица не просто случайно забралась в гнездо сумчатых, а живет здесь постоянно. Это первый известный пример такого сожительства. Вероятно, поссумам и геккону пришлось поселиться вместе из-за острой нехватки естественных дупел. Кроме того, рептилию могло привлечь сделанное из листьев гнездо и возможность погреться о теплые тела поссумов. Самим же сумчатым мелкая ящерица совершенно не мешает, поэтому они не обращают на нее внимания. При этом зоологи отмечают, что угрозы друг для друга поссумы и гекконы не представляют: первые питаются насекомыми и нектаром, а вторые — насекомыми и пауками.
Впрочем, поссумы могут ужиться далеко не со всеми животными. Так, в 2019 году один из гнездовых ящиков в Монжбапе заняли социальные пауки Delena cancerides. Сегодня эти беспозвоночные заселили пять процентов искусственных гнездовий, установленных в заповеднике. Поссумы могут стать жертвами пауков, поэтому не рискуют соседствовать с ними.
Ранее мы рассказывали о том, как гнездящиеся в дуплах птицы придумали необычный способ защитить жилища от конкурентов. Они размещают на поверхности гнезда светлые перья, напоминающие остатки трапезы хищника — и тем самым заставляют потенциальных захватчиков держаться подальше. В экспериментах всего трех белых куриных перьев оказалось достаточно, чтобы мухоловки-пеструшки (Ficedula hypoleuca), обыкновенные лазоревки (Cyanistes caeruleus) и древесные американские ласточки (Tachycineta bicolor) медлили, прежде чем проникнуть внутрь дуплянки. А в примерно трети случаев птицы и вовсе не решились забраться в такие дуплянки.
Сергей Коленов
Также алгоритм может быть полезен при стихийных бедствиях
Ученые разработали датчик, способный распознавать диарею по звукам дефекации, и представили его на 183-м заседании Акустического общества Америки. Предполагается, что устройство поможет предсказывать вспышки инфекционных заболеваний. Диарея может иметь вполне безобидное происхождение: например, быть побочным эффектом лекарства или реакцией организма на что-то несвежее. Однако нередко диарея сопровождает инфекционные заболевания, многие из которых до сих пор представляют серьезную опасность — например, холеру, уносящую около 150000 жизней в год. С этой точки зрения мониторинг звуков диареи может быть полезен для того, чтобы предсказать вспышку инфекции и остановить ее стремительное распространение. Группа ученых из Технологического института Джорджии под руководством инженера-исследователя Майи Гатлин (Maia Gatlin) разработала прототип устройства для мониторинга диареи. Датчик использует микрофон и алгоритм машинного обучения, работающий на встроенном микропроцессоре и умеющий анализировать звуки, которые издают посетители туалетов. Авторы изделия рассказывают о работе алгоритма в общих чертах, не сообщая об архитектуре нейросети, размере и составе датасета для обучения. Известно, что первоначально исследователи обучили алгоритм на звуках, которые удалось собрать из онлайн-источников. Каждый из этих образцов устройство преобразовывало в спектрограмму. Сперва алгоритм научили распознавать, какие характерные особенности спектрограммы сопровождают те или иные виды выделений. Для обучения использовались различные звуки естественных отправлений человека: как нормальные, вроде мочеиспускания, метеоризма и обычной, здоровой дефекации, так и патологические. Так, для диареи характерны определенные движения кишечника, рыхлые и водянистые, и сопровождаются они определенными звуками. Затем алгоритму дали послушать другие образцы звуков, и он смог распознать тип события с точностью до 98,1 процента. Авторы датчика предполагают, что устройство может быть полезно в различных сферах: например, для отслеживания состояния кишечника у пациентов в хосписах или тех, кто страдает от болезни Крона. Также детектор будет полезен в зонах стихийных бедствий — там, где загрязнение воды приводит к распространению болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, не исключено, что в будущем эту технологию можно будет применять в экосистеме умного дома. Исследования того, что происходит в туалете и после него, помогают предсказать вспышки многих инфекционных заболеваний, не только холеры. Подробно о том, какую информацию можно получить, исследуя стоки, N+1 рассказывал в материале «Смытые данные».