Жители южного побережья Каспия променяли газелей и тюленей на коз и овец уже в VIII тысячелетии до нашей эры

На это указали находки из пещеры Хоту

Археологи и палеозоологи исследовали останки животных, обнаруженные в пещере Хоту, которая находится на южном побережье Каспийского моря. Они обнаружили, что в эпипалеолитических слоях (около 12800–8900 годов до нашей эры) преобладали останки газелей, тюленей и крупных представителей семейства оленевых. Однако, начиная с раннего неолита (начало VIII тысячелетия до нашей эры), обитатели этой стоянки перешли к выращиванию коз и овец. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Не позднее X тысячелетия до нашей эры начался один из важнейших периодов в истории человечества, получивший название неолитизация. Это время, когда жители юго-западных районов Азии постепенно перешли от присваивающего хозяйства (охота, собирательство и рыболовство) к производящему (земледелие и животноводство). В научной литературе его обозначают как докерамический неолит – период, когда жители Передней Азии еще не изготавливали керамическую посуду, присваивающее хозяйство продолжало играть важную роль в их жизни, а сами они обычно селились в небольших поселениях.

Одни из самых ранних свидетельств производящего хозяйства известны с территории современного Ирана – в первую очередь речь идет о предгориях и подгорной равнине Загроса, которые наряду с Левантом и Тавром рассматриваются как очаги первичной доместикации растений и животных в Юго-Западной Азии. Вместе с тем остальная территория Ирана изучена хуже. Несколько памятников, охватывающих переходный период от эпипалеолита к неолиту, известны в районе южного побережья Каспийского моря.

В новой работе археологи и палеозоологи обратили внимание на материалы, раскопанные в пещере Хоту, первые исследования которой проходили еще в начале 1950-х годов. Ученые обнаружили в ней протяженную последовательность культурных слоев, охватывающих период от эпипалеолита до времен существования Парфянского царства (примерно от 12000 года до нашей эры до 300 года нашей эры).

Исследователи изучили останки животных из слоев эпох эпипалеолита и неолита, раскопанных в 2021 году. В более древних отложениях доминировали кости и зубы газелей (примерно 64 процента от числа определимых находок). Кроме того, в них присутствовало существенное количество останков тюленей и крупных представителей семейства оленевые.

Однако, начиная со слоев, относящихся к началу VIII тысячелетия до нашей эры, ситуация резко меняется. С этого времени большая часть останков принадлежала козам и овцам, причем в слоях раннего неолита присутствовало большое количество костей плодов и новорожденных животных. Это свидетельствует в пользу того, что люди не только охотились на диких овец и коз, но и выращивали животных в пещере или рядом с ней. В более поздних слоях эпохи керамического неолита появляются также кости свиней – вероятно, домашних.

Исследователи отметили, что остается неясно, начали ли местные жители выращивать овец и коз самостоятельно, или же эту культурную новацию принесли с собой переселенцы из района Загроса. Недавние открытия, сделанные на юге Киргизии и относящиеся примерно к 6000 году до нашей эры, указывают на то, что скотоводческие практики достаточно быстро распространились на восток, по-видимому, через северо-восточные районы Ирана и южные районы Туркменистана. При этом в обсуждении новой работы ученые отметили, что они склоняются в пользу того, что в Иране было несколько центров одомашнивания и один из них вполне мог находиться в районе южного берега Каспийского моря.

Ранее на N + 1 рассказывали о палеогенетическом исследовании населения Западной Азии эпохи докерамического неолита. Ученые выяснили, что происхождение этих людей можно смоделировать из трех предковых компонент: эпипалеолитические жители Анатолии, носители натуфийской археологической культуры и охотники-собиратели с Кавказа или из Ирана.

Медвежью кость с насечками назвали символическим предметом неандертальцев