Почти 3000 лет назад на западе Средиземноморья употребляли эфедру и мандрагору
Испанские и чилийский исследователи провели химический анализ волос из погребения бронзового века на средиземноморском острове Менорка. Он показал, что уже в начале первого тысячелетия до нашей эры жители региона употребляли растительные психоактивные вещества — эфедрин, аторопин и скополамин. Отчет о работе опубликован в журнале Scientific Reports.
Люди употребляют растения с психоактивными веществами с глубокой древности. Междисциплинарные исследования позволяют проследить подобные практики до доисторических времен в Евразии и обеих Америках. Зачастую подобные выводы делают по косвенным данным, таким как микро- и макроокаменелости растений, а также потенциальные параферналии для их употребления: сосуды, ступы, приспособления для вдыхания порошков, курительные трубки, шприцы для клизм и другие. Иногда в них сохраняются действующие вещества, которые можно определить химически. Так, в керамических емкостях позднего бронзового века из восточного Средиземноморья находили следы опия; в сосудах медного, бронзового и железного веков из Иберии — опиаты и тропановые алкалоиды; в доколумбовых американских артефактах — тропановые алкалоиды, никотин и триптамины; в деревянных курильницах средины первого тысячелетия до нашей эры из восточного Памира — каннабиноиды. Случается, что подобные вещества обнаруживают и в человеческих останках — костях, мумифицированных тканях и зубной эмали.
Элиса Герра-Досе (Elisa Guerra-Doce) из Вальядолидского университета с группой сотрудников Автономного университета Барселоны и Германом Нимейером (Hermann Niemeyer) из Чилийского университета работали с материалами из пещеры Эс-Каррич на Менорке — одном из Балеарских островов на западе Средиземного моря. Люди впервые проникли в нее в 1600–1500-х годах до нашей эры и приспособили для отправления ритуалов. Примерно ста годами позже одну из камер недалеко от входа стали использовать для захоронения близких родственников поколение за поколением, так продолжалось около 600 лет. В ходе похоронных обрядов пряди волос некоторых умерших красили в красный цвет, отрезали и запечатывали в деревянных или роговых емкостях. Часть таких емкостей относили в небольшую камеру в глубине пещеры, которая оставалась замурованной и нетронутой примерно с 800 года до нашей эры.
Один из этих контейнеров состоял из трех отделений, изготовленных из оливкового дерева. Они были закрыты общей трехлепестковой крышкой с петлями для крепления, вырезанной из самшита. Все детали покрыты характерным узором из точек с концентрическими окружностями. Характер износа контейнера и крышки свидетельствовал о том, что его многократно открывали и закрывали, то есть находящиеся в нем волосы с высокой вероятностью принадлежат нескольким людям, умершим в разное время. Радиоуглеродный анализ древесины и волос дал оценку их возраста в 2810 ± 65 и 2585 ± 40 лет соответственно, то есть контейнер использовали в начале первого тысячелетия до нашей эры.
В эндемичной флоре Менорки встречаются ломкий хвойник (Ephedra fragilis), содержащий фенилэтиламиновый психостимулятор эфедрин, а также пасленовые: осенняя мандрагора (Mandragora autumnalis), вонючий дурман (Datura stramonium) и белая белена (Hyoscyamus albus), вырабатывающие тропановые м-холиноблокирующие галлюциногены-делирианты, в первую очередь атропин и скополамин. Авторы работы проанализировали содержание этих веществ в трех образцах волос из оливковой емкости с помощью ультрапроизводительной жидкостной хроматографии/масс-спектрометрии.
Выяснилось, что каждый образец волос содержит все три психоактивных вещества. Концентрация эфедрина в них составила соответственно 295; 328 и 367 (в среднем 330) пикограмм на миллиграмм волос, атропина — 6,7; 9,2 и 10,7 (в среднем 8,9) пикограмм на миллиграмм, скополамина — 384; 423 и 504 (в среднем 437) пикограмм на миллиграмм. Поскольку волосы были срезаны, у них не было луковиц, так что выделить ДНК и узнать пол и другие особенности их хозяев не представлялось возможным.
Полученные результаты служат прямым подтверждением того, что жители островов западного Средиземноморья употребляли разнообразные растительные психоактивные вещества еще в бронзовом веке. По мнению исследователей, это могло происходить в ходе ритуалов, проводимых шаманами, на что указывает орнамент, который может символизировать множество глаз. Авторы работы предположили, что когда в регионе стали происходить масштабные культурные изменения, емкости с волосами могли замуровать в пещере, чтобы сохранить память о подобных традициях.
Одним из самых обильных источников находок, связанных с употреблением психоактивных веществ, служит доколумбовая Америка. К примеру, археологи выяснили, что элиты цивилизации Уари употребляли пиво с бобами анаденантеры. Химический анализ древних артефактов показал, что одомашненный табак проник на северо-запад Северной Америки за две с половиной тысячи лет до нашей эры, а около 1400 лет назад его там курили, смешивая с сумахом. Примерно в то же время майя добавляли в табак мексиканские бархатцы для ароматизации и смягчения вкуса.