Майянская емкость для курительных смесей
Washington State University
Метаболомный анализ миниатюрных керамических сосудов майя, проведенный американскими и мексиканскими исследователями, впервые указал на сложный состав древних индейских курительных смесей на основе табака. По всей вероятности, доколумбовое население полуострова Юкатан добавляло в них мексиканские бархатцы для ароматизации и смягчения вкуса. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.
При раскопках древних поселений Мезоамерики изредка находят украшенные орнаментами небольшие фигурные керамические емкости с остатками растительного содержимого. Ранние исследования показали, что это культивируемый табак видов Nicotiana tabacum и N. rustica, подготовленный для курения или жевания. Тем не менее, химический анализ путем масс-спектрометрии, на котором основывались эти работы, проводился по крайне ограниченному набору алкалоидов, включавшему никотин и родственные ему анабазин и котинин, характерные для табака, а также кофеин и некоторые другие.
Ученые под руководством Марио Циммерманна (Mario Zimmermann) из Университета штата Вашингтон решили расширить круг подобных поисков. В своей работе они использовали содержимое 14 керамических емкостей, относящихся к ранне- и позднеклассическому периодам культуры майя (250–850 год нашей эры). 12 из них археологи обнаружили в течение последних 15 лет при раскопках в районе столицы штата Юкатан Мериды и очистили их наружную поверхность для экспозиции в музее. Остальные две нашли в 2016 году на археологической площадке Уканья в том же штате и не обрабатывали.
Образцы емкостей, использованных в исследовании
Mario Zimmermann et al. / Scientific Reports, 2021
Содержимое емкостей подвергли метаболомному анализу (характеризует полный состав метаболитов какого-либо биологического вида) путем сверхпроизводительной жидкостной хроматографии — масс-спектрометрии (UPLC-MS). С его помощью искали вещества, характерные для разных видов табака и шести других растений, употреблявшихся и употребляемых индейцами Юкатана по имеющимся этноисторическим, этноботаническим и этнографическим данным. В частности, это были мексиканские бархатцы, водяная лилия, сирень, шалфей предсказателей, дурман и йопо (анаденантера иноземная). В качестве референса использовали современные образцы этих растений.
В общей сумме в археологических находках обнаружили 9092 химических «следа», причем в неочищенных сосудах их оказалось гораздо больше. Сравнение с референсными образцами позволило подтвердить наличие в смесях N. tabacum и N. rustica, а также выявить присутствие мексиканских бархатцев (Tagetes lucida) в 10 из 14 емкостей. Это стало первым указанием на сложный состав древнеиндейских курительных смесей. Данные для идентификации остальных растений оказались недостаточны или отсутствовали.
Мексиканские бархатцы имеют запах, схожий с тархуном (эстрагоном) с нотками аниса, и не обладают психоактивным эффектом. Их до сих пор используют в различных ритуалах (например, в праздновании Дня мертвых), а также для повседневного курения, приготовления чая и в качестве кулинарной замены тархуну. На основании этого исследователи предположили, что индейцы добавляли T. lucida к табаку для смягчения вкуса и придания аромата.
В настоящее время научный коллектив ведет переговоры с несколькими мексиканскими институтами для получения доступа к большему числу древних емкостей для поиска новых растительных ингредиентов. С такой же целью исследователи проводят метаболомный анализ зубного камня из останков майя.
Это не первый случай, когда у древних майя обнаруживают, казалось бы, более современные технологии (вроде ароматизации табака). Так, они создали сеть по торговле дикими животными и разработали фильтрацию воды (что, впрочем, не помешало одному из их основных городов Тикалю пасть от загрязнения питьевых источников). Кроме того, майя еще в доклассическом периоде возводили сложные монументальные сооружения и парились в бане.
В 2900-летнем артефакте сохранился генетический материал растений
Палеогенетики отсеквенировали ДНК из сырцового кирпича, найденного во время раскопок дворца ассирийского царя Ашшурнацирапала II. Внутри артефакта, возраст которого составляет около 2900 лет, ученые обнаружили нуклеотидные последовательности 34 растительных таксонов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.