Древние майя оказались любителями ароматизированного табака

Метаболомный анализ миниатюрных керамических сосудов майя, проведенный американскими и мексиканскими исследователями, впервые указал на сложный состав древних индейских курительных смесей на основе табака. По всей вероятности, доколумбовое население полуострова Юкатан добавляло в них мексиканские бархатцы для ароматизации и смягчения вкуса. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

При раскопках древних поселений Мезоамерики изредка находят украшенные орнаментами небольшие фигурные керамические емкости с остатками растительного содержимого. Ранние исследования показали, что это культивируемый табак видов Nicotiana tabacum и N. rustica, подготовленный для курения или жевания. Тем не менее, химический анализ путем масс-спектрометрии, на котором основывались эти работы, проводился по крайне ограниченному набору алкалоидов, включавшему никотин и родственные ему анабазин и котинин, характерные для табака, а также кофеин и некоторые другие.

Ученые под руководством Марио Циммерманна (Mario Zimmermann) из Университета штата Вашингтон решили расширить круг подобных поисков. В своей работе они использовали содержимое 14 керамических емкостей, относящихся к ранне- и позднеклассическому периодам культуры майя (250–850 год нашей эры). 12 из них археологи обнаружили в течение последних 15 лет при раскопках в районе столицы штата Юкатан Мериды и очистили их наружную поверхность для экспозиции в музее. Остальные две нашли в 2016 году на археологической площадке Уканья в том же штате и не обрабатывали.

Содержимое емкостей подвергли метаболомному анализу (характеризует полный состав метаболитов какого-либо биологического вида) путем сверхпроизводительной жидкостной хроматографии — масс-спектрометрии (UPLC-MS). С его помощью искали вещества, характерные для разных видов табака и шести других растений, употреблявшихся и употребляемых индейцами Юкатана по имеющимся этноисторическим, этноботаническим и этнографическим данным. В частности, это были мексиканские бархатцы, водяная лилия, сирень, шалфей предсказателей, дурман и йопо (анаденантера иноземная). В качестве референса использовали современные образцы этих растений.

В общей сумме в археологических находках обнаружили 9092 химических «следа», причем в неочищенных сосудах их оказалось гораздо больше. Сравнение с референсными образцами позволило подтвердить наличие в смесях N. tabacum и N. rustica, а также выявить присутствие мексиканских бархатцев (Tagetes lucida) в 10 из 14 емкостей. Это стало первым указанием на сложный состав древнеиндейских курительных смесей. Данные для идентификации остальных растений оказались недостаточны или отсутствовали.

Мексиканские бархатцы имеют запах, схожий с тархуном (эстрагоном) с нотками аниса, и не обладают психоактивным эффектом. Их до сих пор используют в различных ритуалах (например, в праздновании Дня мертвых), а также для повседневного курения, приготовления чая и в качестве кулинарной замены тархуну. На основании этого исследователи предположили, что индейцы добавляли T. lucida к табаку для смягчения вкуса и придания аромата.

В настоящее время научный коллектив ведет переговоры с несколькими мексиканскими институтами для получения доступа к большему числу древних емкостей для поиска новых растительных ингредиентов. С такой же целью исследователи проводят метаболомный анализ зубного камня из останков майя.

Это не первый случай, когда у древних майя обнаруживают, казалось бы, более современные технологии (вроде ароматизации табака). Так, они создали сеть по торговле дикими животными и разработали фильтрацию воды (что, впрочем, не помешало одному из их основных городов Тикалю пасть от загрязнения питьевых источников). Кроме того, майя еще в доклассическом периоде возводили сложные монументальные сооружения и парились в бане.

Палеогенетики отсеквенировали древнюю ДНК из ассирийского кирпича