Индейцы занялись коневодством до восстания пуэбло

На это указали останки животных первой половины XVII века

Палеогенетики подтвердили, что первые домашние лошади у коренных общин центральных районов Великих равнин и северных районов Скалистых гор происходили от особей, завезенных в Америку испанцами. Более того, ученые нашли останки животных свидетельствующих в пользу того, что в этом регионе овладели навыками обращения с домашними лошадьми до восстания пуэбло, произошедшего в 1680 году. Обычно именно с этим событием связывают распространение коневодства среди коренных американцев, живших на территории современных США. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Согласно современным представлениям лошади (Equus) как отдельный род появились в Северной Америке между 4,5 и 4 миллионами лет назад, откуда по сухопутному мосту около 2,5 миллиона лет (по другим данным – около 0,9–0,8 миллиона лет назад) назад они переселились в Евразию. Вместе с тем в самой Америке уже в эпоху голоцена лошади вымерли – судя по ДНК, недавно извлеченной из образцов канадского грунта, это произошло около шести тысяч лет назад. Вновь эти непарнокопытные оказались в этой части света лишь с приходом европейцев в эпоху Великих географических открытий.

Первые домашние лошади прибыли на острова Карибского моря вместе со второй экспедицией Колумба в 1493 году. Однако на самом материке они оказались несколько позже – вместе с испанским конкистадором Эрнаном Кортесом в 1519 году, начавшим завоевание Мексики. В последующие столетия в разные регионы Америки лошадей завозили и из других европейских стран. Постепенно многие индейские общины привыкли к этим животным и начали сами их разводить.

Считается, что для индейцев пуэбло поворотным моментом в освоении лошади стал 1680 год, когда они подняли успешное восстание против испанских колонизаторов, выбив их из Нуэво-Мехико и отобрав все имущество. Когда в 1692 году испанцы вернули себе контроль над этими землями, пуэбло уже успели овладеть навыками обращения с конями.

Большая группа ученых из Великобритании, Германии, Израиля, Испании, Кипра, Нидерландов, США, Франции во главе с Людовиком Орландо (Ludovic Orlando) из Университета Поля Сабатье решила уточнить историю распространения домашних лошадей в Америке. Для этого ученые отобрали останки 33 американских лошадей, для 29 из которых удалось получить радиоуглеродные даты, а из 27 образцов извлечь ДНК. Кроме того, несколько новых древних геномов было прочитано из останков евразийских лошадей.

Ученые отметили, что им удалось найти останки трех лошадей, живших до восстания пуэбло 1680 года на землях, которые в тот момент населяли коренные американцы. Они включали захоронение молодой лошади из юго-западного Вайоминга, череп взрослого животного из штата Канзас, а также фрагменты скелета из штата Нью-Мексико. Кроме того, ранее в штате Айдахо нашли останки лошади, которая жила между 1597 и 1657 годами. В то же время исследователи подчеркнули, что разрешающая способность радиоуглеродного метода не позволяет легко отличать образцы XVII и начала XX века, но по их уверениям возраст указанных находок установлен достаточно надежно.

Генетический анализ опроверг возможность того, что эти лошади восходят корнями к американской позднеплейстоценовой фауне. Напротив, они принадлежали к той же кладе, что и все остальные современные домашние лошади, которые начали распространяться из Понтийско-Каспийской степи в III тысячелетии до нашей эры. Ученые исключили возможность того, что ранние современные американские лошади могли оказаться на континенте вместе с викингами в начале XI века. Вместо этого они нашли подтверждения, что эти животные генетически близки к особям с Пиренейского полуострова.

Исследование останков XVII века показало, что индейцы не отловили на мясо сбежавших от испанцев коней, а использовали их для верховой езды. Более того, археологический контекст, в котором нашли скелет одной молодой лошади, указывает на то, что ее, возможно, похоронили в рамках ритуала.

Анализ стабильных изотопов стронция свидетельствует в пользу того, что как минимум две исследованные особи провели всю свою жизнь на землях, где отсутствовали европейские переселенцы. А стабильные изотопы углерода указывают на то, что в рационе животных было существенное количество растений с С4-фотосинтезом. По мнению ученых, видимо, это связано с тем, что зимой лошадей кормили домашней кукурузой – подобная практика известна из данных этнографии XVIII–XIX веков у некоторых коренных народов США.

Ученые заключили, что домашние лошади появились у индейцев, проживавших в центральных районах Великих равнин и в районе северной части Скалистых гор, не позднее первой половины XVII века. Тем самым они полагают, что лошади распространились в регионе до восстания пуэбло, с которым обычно связывают этот процесс.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании старейшего на сегодняшний день генома домашней лошади из Америки. ДНК удалось выделить из зуба, найденного в испанском городе раннего колониального периода, который располагался на Гаити. Тогда ученые также подтвердили выводы, что первые домашние лошади Нового Света происходили с Пиренейского полуострова.

Прародиной современных домашних лошадей назвали степи Причерноморья