Исключением оказалась Африка южнее Сахары
Глобальная исследовательская коллаборация представила данные о том, что за период с 1990 по 2020 год почти во всем мире дети и подростки в городах перестали быть выше своих сверстников из сельской местности. Публикация об этом появилась в журнале Nature.
Рост и развитие детей и подростков школьного возраста (в целом по миру укладывается в промежуток 5–19 лет) зависят, помимо наследственности, от питания и обстановки дома, в сообществе и школе. Условия в этом возрасте могут закрепить достижения и выправить недостатки раннего детского возраста и наоборот, причем эти эффекты влияют на здоровье и благополучие во всей дальнейшей жизни. Наиболее доступным и достаточно чувствительным их индикатором служат антропометрические показатели, такие как рост и индекс массы тела (ИМТ). В настоящее время различные программы, направленные на обеспечение и оздоровление школьников, часто исходят из того, что жизнь в городской среде более вредна, чем в сельской. При этом некоторые эмпирические наблюдения показывают, что качество и пищевая ценность продуктов в городах выше. Объективных данных по этому вопросу, особенно в значимых географических и временных масштабах, получено крайне мало.
Решить эту проблему взялась международная сеть NCD-RisC (NCD Risk Factor Collaboration, коллаборация по факторам риска неинфекционных заболеваний), объединяющая 1,5 тысячи врачей и ученых со всего мира под общей координацией директора Центра сотрудничества ВОЗ по наблюдению за неинфекционными заболеваниями при Лондонском имперском колледже Маджида Эззати (Majid Ezzati). Ее сотрудники воспользовались данными 2325 популяционных исследований с 1990 по 2020 год. В общей сумме они содержали информацию о росте и ИМТ 71 миллиона детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет из городских и сельских местностей 200 стран и территорий.
С помощью байесовской иерархической мета-регрессионной модели исследователи представили рост и ИМТ детей и подростков одного возраста с течением времени (то есть последовательных когорт) из городских и сельских местностей каждой страны, а также разницу между ними.
В 1990 году городские мальчики и девочки школьного возраста практически везде были значимо выше, чем их сельские сверстники. Исключение составили некоторые страны с высоким уровнем доходов, например, Великобритания и Нидерланды. Наибольшая разница в среднем росте (2,4–5 сантиметров) наблюдалась в ряде стран Латинской Америки (например, Мексике, Гватемале, Панаме, Перу), Восточной и Юго-Восточной Азии (Китае, Вьетнаме, Индонезии), Центральной и Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Румынии) и Африки южнее Сахары (Демократической Республике Конго, Руанде).
К 2020 году различия в росте между городскими и сельскими детьми и подростками значительно уменьшились в большинстве регионов мира. В европейских и американских странах с высоким уровнем доходов они либо исчезли вообще, либо небольшое преимущество (в среднем меньше сантиметра) оказалось у сельских жителей. Наибольшее выравнивание в росте за 30 лет (уменьшение разницы на 1–2,5 сантиметра) наблюдалось в Центральной и Восточной Европе (например, в Хорватии), Латинской Америке (Аргентине, Бразилии, Чили, Парагвае), Восточной и Юго-Восточной Азии (на Тайване) и у девочек в Центральной Азии (Казахстане и Узбекистане). В ряде стран со средним уровнем доходов, таких как Китай, Вьетнам и Румыния, городские жители школьного возраста остались несколько выше сельских сверстников (на 1,7–2,5 сантиметра), однако разница между ними сильно сократилась.
Исключение из отмеченной тенденции составили мальчики из большинства стран Африки южнее Сахары, а также некоторых регионов Океании, Южной и Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Среди них различия между городской и сельской местностью несколько возросли — сильнее всего (на 0,9–1,1 сантиметра) в восточноафриканских странах (Эфиопии, Руанде и Уганде). У девочек из этих регионов картина за период наблюдения практически не изменилась.
В отличие от роста, в отношении массы тела значимых трендов не прослеживалось. В подавляющем большинстве стран различия в ИМТ между городскими и сельскими детьми и подростками не превышали 1,1 килограмма на метр в квадрате.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом по миру преимущества городской жизни для роста и развития школьников уменьшились в XXI веке, однако в Африке южнее Сахары они наоборот, возрастают, пишут авторы работы.
Большой рост традиционно считается преимуществом. В одном из крупных опросов женщины поставили его в списке требований к потенциальному отцу своих детей на второе место, оценив выше только интеллект. Однако с биологической позиции такая позиция не особо оправдана — об этом рассказывает материал «В защиту маленьких».
А не вазопрессина
Швейцарские исследователи провели вторичный анализ данных четырех клинических испытаний и пришли к выводу, что гипонатриемия при приеме метилендиоксиметамфетамина (МДМА) связана с повышением уровня окситоцина, а не вазопрессина (как считалось ранее), и может быть предотвращена ограничением потребляемой жидкости. Отчет опубликован в JAMA Network Open.