Это показал метаанализ рациона 30 тысяч детей
Раннее (в три-четыре месяца) введение аллергенов в рацион прикорма младенца снижает риск развития пищевой аллергии в более старшем возрасте. Метаанализ рациона 30 тысяч детей показал, что это верно как в целом для разных аллергенов, так и конкретно для куриного яйца и арахиса, о чем сообщалось ранее. Статья опубликована в JAMA Pediatrics.
Предыдущие исследования уже показывали, что раннее введение куриного яйца и арахиса в прикорм ребенка первого года жизни защищает его от развития аллергии на эти продукты в дальнейшем. Некоторые страны даже внесли эти рекомендации в национальные программы по вскармливанию детей до года. Однако неизвестно, как обстоят дела с другими аллергенами, и как их введение повлияет на общую распространенность пищевой аллергии.
Поэтому Роберт Бойл (Robert J. Boyle) из Имперского колледжа Лондона провел метаанализ и систематический обзор, чтобы изучить, как в целом введение разных аллергенов (молока, куриного яйца, рыбы, моллюсков, древесные орехи, пшеницу, арахис и сою) в прикорм влияет на развитие аллергии в более старшем возрасте. В анализ включили 23 завершенных исследования, описанные в 56 статьях, и 12 активных исследований; общая выборка составила 30559 детей. 21 исследование проводили в странах с высоким уровнем дохода.
Метаанализ четырех исследований (3295 участников) показал доказательства средней степени достоверности того, что в целом более раннее употребление аллергенных продуктов в возрасте от 2 до 12 месяцев (в среднем в 3-4 месяца) снижает риск любой пищевой аллергии в возрасте от одного года до трех лет. При учете того, что у исследований была высокая статистическая неоднородность, абсолютная разница в риске пищевой аллергии составила –26 случаев на 1000 населения.
Анализ девяти испытаний с высокой степенью достоверности показал, что более раннее введение куриного яйца в прикорм в возрасте от трех до шести месяцев снижало риск аллергии на куриное яйцо. Абсолютная разница в риске для популяции составила –16 случаев на 1000 населения. При подробном анализе выяснилось, что этот эффект усиливается при введении маленьких доз продукта (р = 0,02).
Проанализировав другие четыре исследования, посвященные исследованию аллергии на арахис, ученые выяснили с высокой степенью достоверности, что раннее введение арахиса в прикорм — в возрасте от трех до десяти месяцев — связано со снижением риска развития аллергии на арахис. Абсолютная разница в риске составила –17 случаев на 1000 населения.
Метаанализ не показал однозначных результатов относительно раннего введения коровьего молока в рацион ребенка до года. Используемые статистические модели показали противоречивые результаты анализа. Ученые объясняют это высокой неоднородностью исследований введения коровьего молока в прикорм. Также авторам не хватило данных, чтобы провести конкретный анализ риска развития аллергии по другим продуктам.
Таким образом, систематический обзор и метаанализ показали, что в целом более раннее введение аллергенов в рацион ребенка до года связано со снижением IgE-опосредованной аллергии на любую пищу. Кроме того, они дополнительно подтвердили данные об этом конкретно для куриного яйца и арахиса. Ученые считают, что эти данные должны лечь в основу новых рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по кормлению детей до года.
Однако если аллергия на, например, арахис все же развилась, то врачи знают, что с этим делать. Помимо рутинных мероприятий они могут накормить ребенка вареным арахисом. Они уверяют, что через восемь месяцев он сможет спокойно съесть жареный арахис и не бояться развития аллергической реакции.
Эксперимент проводили на здоровых добровольцах
Роберт Вагнер (Robert Wagner) из Тюбингенского университета с коллегами из Германии, Дании и США провел клинические испытания и выяснил, что каррагинан — распространенная желирующая пищевая добавка (E407) — может нарушать чувствительность тканей к инсулину и повышать проницаемость кишечника у людей с избыточной массой тела. В рандомизированных двойных слепых перекрестных испытаниях приняли участие 20 здоровых мужчин (возраст 27,4 ± 4,3 года; индекс массы тела 24,5 ± 2,5 килограмма на метр в квадрате). Все они в течение двух недель принимали 250 миллиграмм каррагинана или плацебо утром и вечером, в другие две недели — наоборот. В течение этих периодов у них регулярно брали анализы на метаболические и воспалительные биомаркеры, а также оценивали проницаемость кишечника, состав кишечной микробиоты и уровень воспаления в мозге по данным МРТ. Статья опубликована в BMC Medicine.