Планетологи нашли доказательства текущей вулканической активности Венеры

Они заметили изменения жерла вулкана

Планетологи обнаружили прямое свидетельство продолжающейся вулканической активности на Венере — аппарат «Магеллан» наблюдал изменившееся за 8 месяцев жерло вулкана. Предполагается, что это связано с формированием лавового озера, однако нельзя полностью исключать идею о том, что жерло изменилось за счет обрушения стенок. Статья опубликована в журнале Science.

Если датировать поверхность Венеры по ударным кратерам, то ее средний возраст составит несколько сотен миллионов лет. Однако морфология многих кратеров могла быть изменена за счет вулканизма, чьих признаков на Венере известно много. Если это так, то средний возраст поверхности планеты составляет всего несколько десятков миллионов лет. Однако возможно, что Венера активна геологически до сих пор, но четких доказательств этому не было, так как тектоники плит, объясняющей земной вулканизм, на ней нет, а геодинамические модели предсказывают разные уровни вулканизма на Венере, признаки которого не так просто найти и правильно интерпретировать. Ранее ученые уже обнаруживали на планете районы, которые могут претендовать на звание молодых вулканически активных областей.

Группа планетологов во главе с Робертом Херриком (Robert Herrick) из Университета Аляски сообщила, что нашла прямое свидетельство продолжающейся вулканической активности на современной Венере. Они анализировали данные радиолокационных наблюдений за поверхностью Венеры в 1990-1992 годах космическим аппаратом «Магеллан», который два и более раза наблюдал многие регионы на планете. Исследователи интересовали области, ранее идентифицированные как кандидаты в вулканически активные.

Ученых заинтересовал Регион Атла, где находятся два из крупнейших вулканов Венеры — Гора Озза и Гора Маат. Они обнаружили жерло, расположенное на северной стороне куполообразного щитового вулкана, который является частью более крупной Горы Маат. Жерло кажется почти круглым, площадью 2,2 квадратных километра, с крутыми внутренними склонами. За восемь месяцев между двумя сеансами наблюдений жерло стало больше (площадь стала 4 квадратных километра) и приобрело неправильную форму. Кроме того, стали заметны потоки лавы вниз от жерла, хотя нельзя исключить, что они присутствовали, но были невидимы в первую эпоху наблюдений.

Ученые пришли к выводу, что результаты наблюдений лучше всего можно объяснить притоком магмы, сформировавшей лавовое озеро и изменившей параметры жерла. Им неизвестен земной аналог подобных изменений вулканического жерла, происходящих без вулканизма, но нельзя исключать, что свою роль в найденных изменениях рельефа сыграли как вулканизм, так и обрушения стенок жерла. Никаких вулканических новообразований, таких как шлаковый конус, на исследуемом участке выявлено не было.

Активный вулканизм на Венере важен не только для планетологов — это явление способно объяснить появление венерианского фосфина, что вызвало ранее споры среди астробиологов о потенциальной обитаемости планеты.

Частный лунный модуль IM-1 пронаблюдал Землю как экзопланету