Анализ волос указал на недооценку употребления психоактивных веществ подростками

Результаты опроса и анализа волос в большинстве случаев не совпали

Американские исследователи обнаружили, что химический анализ волос и конфиденциальный опрос выявляют примерно одинаковую долю подростков, употребляющих алкоголь, никотин и другие психоактивные вещества — около 10 процентов. Однако результаты, полученные этими методами, в подавляющем большинстве случаев не совпадают, поэтому если их суммировать, показатель достигнет 19 процентов. Публикация об этом появилась в American Journal of Drug and Alcohol Abuse.

Употребление психоактивных веществ подростками представляет собой серьезную проблему общественного здравоохранения. В 1975–2019 годах 26 процентов американцев в возрасте 13–14 лет сообщали об употреблении в течение последнего года алкоголя, 23 процента — о курении или вейпинге никотина и 15 процентов — марихуаны. В России соответствующей статистики нет. Некоторое представление может дать бюллетень ЮНЕСКО за 2015 год, согласно которому россияне в возрасте от 15 до 19 лет в среднем употребляли в год 22,2 литра алкоголя в пересчете на чистый спирт (это очень много); табак в 13–15 лет курили примерно четверть подростков; другие психоактивные вещества в 15–16 лет пробовали 16 процентов.

Подобные увлечения в этом возрасте неоднократно связывали с ухудшением успеваемости, когнитивными нарушениями и структурно-функциональными изменениями в мозге, однако подобную связь удавалось проследить далеко не всегда. Серьезные сомнения в достоверности таких исследований издавна вызывало то, что их авторы чаще всего полагаются на данные об употреблении веществ, полученные со слов самих подростков.

Чтобы проверить оправданность такого подхода, сотрудники Университетов Калифорнии в Сан-Диего, Висконсина в Милуоки и Томаса Джефферсона под руководством Наташи Уэйд (Natasha Wade) воспользовались данными 1262 участников мультицентрового лонгитюдного проспективного исследования ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development, когнитивное развитие мозга подростков). Их возраст составил от 9 до 13 лет (в среднем 11,3 года), 48 процентов были женского пола, 64 процента — белые.

У всех вошедших в работу участников взяли для анализа 3,9 сантиметра волос, ближайшие к корню, что соответствует примерно трем последним месяцам. 120 из них сдали волосы два и более раза, поэтому в распоряжении исследователей оказалось 1390 образцов. Всех этих подростков выбрали для анализа из общей когорты ABCD (33248 личных визитов за четыре года, 22484 сдачи волос) с помощью алгоритма для вычисления вероятности употребления психоактивных веществ по 19 параметрам. 1287 образцов (93 процента) были из группы высокого риска, 103 (7 процентов) случайно выбраны из группы низкого риска с отрицанием употребления при опросе. В них с помощью газовой и жидкостной хроматографии/масс-спектрометрии определяли признаки употребления алкоголя, никотина, каннабиноидов, неаптечных амфетаминов, кокаина и опиоидов.

Опрос проводили на условиях полной конфиденциальности. В ходе него задавали вопросы о том, слышал ли подросток о конкретных веществах, употреблял ли их в течение последнего года и если да, то как и сколько (маленький глоток алкоголя и курение не в затяжку употреблением не считали). При этом упоминались как официальные названия веществ и их групп, так и наиболее популярные жаргонные наименования. Также присутствовали вопросы о приеме аптечных препаратов (с конкретными торговыми названиями), содержащих интересующие исследователей вещества (прием по назначению врача употреблением не считали). В качестве проверки правдивости участников спрашивали о знакомстве с вымышленным веществом (ни один не заявил о таковом).

И анализ волос, и опрос дали положительный результат примерно в 10 процентах случаев (145 и 136 соответственно). При этом лишь в 23 случаях (девять процентов от всех положительных заключений) они совпадали. Это крайне низкое соответствие — каппа-коэффициент Коэна равен 0,07 (z = 2,71; p = 0,007). 76 процентов утвердительных сообщений по данным опроса не подтвердились масс-спектрометрически, еще семь процентов упомянули вещества, на которые анализ не проводился. Что интересно, в случайной подборке участников с низким риском употребления, которые отрицали его при опросе, семь процентов проб оказались положительными.

Исследователи подчеркивают, что в проведенной работе анализ волос повысил выявляемость употребления алкоголя, никотина и других психоактивных веществ по сравнению только с опросом с 10 до 19 процентов. Полученные результаты свидетельствуют о недооценке рекреационного использования веществ подростками в исследованиях, основанных на опросах. Дополнительный анализ волос может улучшить эту ситуацию, а также повысить правомерность включения участников в контрольную группу.

В 2016 году американские исследователи продемонстрировали, что белковый профиль волос каждого человека уникален, сохраняется дольше ДНК и, следовательно, может стать новым средством идентификации личности в криминалистике и археологии. В 2022 году исследование на большой выборке мексиканских и исландских женщин показало, что содержание кортизола в волосах может служить биомаркером хронического психологического стресса вне зависимости от его причины.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Даже одно приглашение на скрининг на ПСА снизило смертность от рака простаты

Однако снижение было небольшим