Они жили в XII-XIII веках
Биоархеологи исследовали рацион 26 людей высокого статуса, живших в XII–XIII веках нашей эры, в норвежском городе Берген. Судя по изотопам углерода и азота, их диета была весьма разнообразной. Так, трое мужчин употребляли значительное количество пищи, добытой в море. Это может быть связано с тем, что они занимались торговлей такими ресурсами. В рационе других людей присутствовало значительное количество растений с С3-фотосинтезом и/или животного белка. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.
В современной археологии уделяется большое внимание питанию наших предшественников, поскольку это отражает разные стороны их жизни: культуру, природные ресурсы и тип хозяйства. Выяснить рацион давно умерших людей часто помогает анализ изотопного состава зубов и костей. В первую очередь речь идет о соотношении углерода-13 и углерода-12 (обозначается как δ13C), а также азота-15 и азота-14 (обозначается как δ15N).
Так, δ13C отражает то, какие растения доминировали в рационе человека (или животных, которых он ел): с С3-фотосинтезом (большинство древесных, кустарниковых и травянистых растений, включая пшеницу и ячмень) или с С4-фотосинтезом (например, просо, кукуруза и сахарный тростник). Значение δ15N в то же время указывает на положение организма в пищевой цепи – обычно, чем выше трофический уровень организма, тем больше в его тканях азота-15.
Алексис Далфин (Alexis Dolphin) из Университета Уотерлу совместно с коллегами из Канады исследовала рацион жителей средневекового города Берген – крупного скандинавского торгового и административного центра. Основанный в XI веке город быстро рос, численность его населения к 1300 году достигла примерно 13 тысяч человек. В Берген стекались многочисленные местные и импортные товары, а также шел поток людей из разных регионов.
В 1955 году сильный пожар уничтожил часть домов, построенных в Бергене в XI–XII веках. Новое строительство предваряли масштабные археологические раскопки, длившиеся в течение 13 лет. Среди прочего, ученые исследовали некрополь при церкви Святой Марии, построенной еще в 1140-х годах, в котором, по всей видимости, хоронили людей, занимавшихся торговлей, административной и религиозной деятельностью.
Для исследования изотопного состава ученые отобрали образцы зубов и костей 26 людей из этого некрополя. Все они датируются 1170–1248 годами. Проведенный анализ изотопов углерода и азота показал, что в детстве рацион этих людей мало чем отличался от их сверстников из других быстрорастущих городов раннего Средневековья. Видимо, их питание состояло в основном из растительной пищи. Однако во взрослом возрасте рацион людей уже заметно отличался.
По данным ученых, в различных пропорциях люди получали белок, видимо, из морских источников, растений с С3-фотосинтезом и наземных животных, питавшихся растениями с С3-фотосинтезом. Вероятно, часть этих продуктов поставлялась в Берген из других регионов. Учитывая примерно одинаковый статус всех умерших, биоархеологи предположили, что диета в большей степени отличалась из-за личных предпочтений людей.
Из 26 изученных индивидов пол удалось определить только у 14 человек, десять из которых оказались женщинами. Примечательно, что у трех из четырех мужчин рацион в значительной степени основывался на потреблении продуктов, добытых в море. Возможно, это связано с тем, что эти люди занимались торговлей такими ресурсами по всей Северной Атлантике. При этом большинство исследованных людей из Бергена, похоже, были местного происхождения, на что указал изотопный состав кислорода. Лишь два человека могли быть родом из Швеции или Дании, а один – из Ирландии.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании рациона 42 римлян времен ранней Империи. Биоархеологи выяснили, что их питание состояло в основном из продуктов наземного происхождения, в первую очередь из растений с С3-фотосинтезом.
Биоархеологи исследовали останки девяти взрослых людей из Шотландии, которых в VI–VII веках нашей эры похоронили в уборной при римской терме. Анализ стабильных изотопов показал, что все эти люди питались в основном наземной пищей и почти не употребляли морскую рыбу. Кроме того, большая часть из них оказалась местного происхождения, за исключением молодого мужчины и пожилой женщины, которые могли прибыть в окрестности современного Эдинбурга из других районов Британии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.