Биоархеологи выяснили рацион людей из погребения в уборной римской термы

Биоархеологи исследовали останки девяти взрослых людей из Шотландии, которых в VI–VII веках нашей эры похоронили в уборной при римской терме. Анализ стабильных изотопов показал, что все эти люди питались в основном наземной пищей и почти не употребляли морскую рыбу. Кроме того, большая часть из них оказалась местного происхождения, за исключением молодого мужчины и пожилой женщины, которые могли прибыть в окрестности современного Эдинбурга из других районов Британии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

На западной окраине шотландского Эдинбурга расположен небольшой остров Крамонд, на котором около 140 года нашей эры во времена строительства вала Антонина римляне основали свой форт. Однако впоследствии около 170 года он был заброшен, когда римляне отступили на юг к валу Адриана. В начале III века они вернулись на эти земли во время похода Септимия Севера в Каледонию, после чего восстановили и расширили форт. Впоследствии римские сооружения продолжали использоваться местным населением в течение нескольких столетий.

Систематические археологические исследования этого памятника начались еще в 1950-х годах, когда ученым удалось обнаружить остатки казарм и зернохранилищ. Впоследствии они нашли руины одной из наиболее хорошо сохранившихся римских терм в Шотландии, которая была раскопана в 1976 году при строительстве автостоянки. Во время исследования уборной, пристроенной к фригидарию (помещению для охлаждения), археологи обнаружили останки 14 человек, пять из которых оказались детьми. Первоначально они предположили, что это коллективное погребение относится к XIV веку нашей эры.

Кейт Бриттон (Kate Britton) из Абердинского университета совместно с коллегами из Великобритании решила провести исследование останков этих людей. Радиоуглеродный анализ показал, что эти индивиды жили существенно раньше, нежели считалось — около VI–VII веков нашей эры. Причем характер погребения указывает на то, что их похоронили в течение короткого периода времени.

Исследователи отобрали образцы взрослых людей для анализа стабильных изотопов углерода, азота, серы, а также стронция и кислорода, чтобы выяснить их рацион и мобильность. Антропологический анализ черепов этих индивидов показал, что пять из них были женщинами, а четверо — мужчинами, возраст которых на момент смерти варьировался от 18–25 до более 45 лет. Кроме того, на черепах четырех людей ученые заметили свидетельства травматических повреждений.

Результаты исследования изотопов стронция и кислорода продемонстрировали, что большинство индивидов были местного происхождения. Однако анализ останков одной пожилой женщины показал, что, по крайней мере, часть своего детства она провела в другом регионе Великобритании. Ученые предположили, что она могла родиться, например, на одном из Внутренних Гебридских островов, где в то время могли проживать ирландцы, скотты или пикты. Возможно, еще один молодой мужчина вырос не на Крамонде, а, как минимум, в 30 километрах от него. Но последние годы своей жизни, по мнению ученых, оба этих человека провели в непосредственной близости от места захоронения.

Исследование рациона этих людей показало, что он состоял в основном из наземной белковой пищи, причем никаких половых различий в диете с помощью изотопных анализов ученые не выявили. Биоархеологи отметили, что низкое потребление морской рыбы в эпоху раннего Средневековья наблюдалось во многих внутренних и прибрежных районах по всей Англии, Уэльсу и Шотландии. Это согласуется с палеозоологическими данными, которые указывают на то, что этот источник пищи стал заметным примерно с X века нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали о других находках археологов, сделанных в Шотландии. Так, ученые раскопали остатки сооружения XI–XII веков, в мощении которого использовался редкий пиктский камень, а также нашли отпечаток пальца на черепке возрастом около 5000 лет.

Клад восточных монет из Чертова городища датировали первой четвертью IX века