В Шотландии нашли отпечаток пальца на черепке возрастом около 5000 лет

Британский археолог Рой Тауэрс обнаружил отпечаток пальца древнего гончара на керамическом черепке со стоянки Несс-оф-Бродгар, изготовленном около 5000 лет назад. Верность его находки подтвердилась другим исследователем Яном Блатчером с помощью фотографического метода и компьютерного моделирования. Это позволит в будущем выяснить какой пол и возраст был у неолитического гончара. О находке сообщила BBC.

Древние отпечатки пальцев на керамике не являются большой редкостью. Однако они издавна привлекают к себе внимание археологов, так как представляют собой ценный источник исторической и биологической информации. Использование криминалистических методик позволят понять примерный возраст древних гончаров и их пол. Для этого используются большие экспериментальные серии отпечатков пальцев современных людей.

Археологи отмечают, что важно в ходе работы с таким материалом проводить отбраковку псевдо-пальцевых отпечаток и оценивать информативность непосредственно самого следа. Если эта работа выполнена качественно, то она порой позволяет сделать примечательные выводы, например, о технике нанесения узоров на керамику в каменном веке. Особый интерес представляют отпечатки детей, которые доступны в большом количестве, в том числе и в России. Их анализ помог, например, сделать вывод о вероятном использовании миниатюрных глиняных сосудов в качестве детских игрушек.

Рой Тауэрс (Roy Towers) из Университета высокогорья и островов обнаружил отпечаток пальца гончара на керамическом черепке, найденном на месте раскопок на стоянке Несс-оф-Бродгар (Ness of Brodgar), включенной в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Данная стоянка находится на Оркнейских островах на севере Великобритании, где археологические изыскания идут уже 15 лет.

Тауэрс отметил, что этот артефакт относится к крупнейшей коллекции рифленой керамики в Великобритании эпохи позднего неолита. Для подтверждения находки коллеги Ян Блатчфорд (Jan Blatchford) провел исследование методом преобразования изображения. Он сделал несколько фотографий артефакта, каждая из которых имела свой управляемый источник света. Затем эти снимки с помощью компьютерного обеспечения преобразовались в высокодетализированную модель, которая внимательно исследовалась. Блатчфорд подтвердил верность догадки Тауэрса.

Ученые отметили, что впоследствии они смогут узнать какой возраст и пол был у гончара, изготавливавшего этот горшок около 5000 лет назад.

Древние отпечатки нередко становятся объектом исследований археологов. Ранее N + 1 рассказывал, что в Дании нашли отпечаток пальца, оставленный 5500 лет назад. Впрочем, не только люди оставляли свои следы на глиняных изделиях. Так, на древнеримской черепице в Глостере находили кошачьи отпечатки.

Женщине эпохи халколита дважды успешно трепанировали череп