Какаду увидели в палочке и трубочке набор инструментов

Птицы поняли, в каких ситуациях им понадобятся сразу оба орудия

Танимбарские какаду понимают, когда для решения задачи им потребуется сразу несколько разных инструментов. В ходе экспериментов орнитологи прятали в прозрачные ящики орехи, причем в половине случаев, чтобы достать лакомство, попугаю нужны были короткая палочка и длинная трубочка для коктейля, а в половине — только трубочка. Четыре из пяти участвовавших в опыте какаду научились приносить к ящику обе палочки, когда это было необходимо. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, результаты исследования подтверждают, что танимбарские какаду способны воспринимать несколько орудий в качестве набора инструментов. Ранее такое умение было отмечено только у людей и шимпанзе.

Многие животные, от приматов до свиней и морских птиц, умеют пользоваться инструментами. В некоторых случаях они даже самостоятельно их изготавливают. Однако лишь у двух видов животных, не считая человека, обнаружена способность последовательно применять несколько орудий для решения одной задачи. Первый из них — обыкновенный шимпанзе (Pan troglodytes). В национальном парке Нубале-Ндоки на севере Республики Конго эти приматы добывают термитов, сначала разрушая их жилища короткой твердой веткой, а затем выуживая отдельных насекомых с помощью длинной гибкой веточки или травинки. При этом шимпанзе воспринимают оба орудия в качестве набора инструментов: при необходимости носят их вместе или, если термитник не нужно вскрывать, берут с собой только ветку-удочку.

Второй из этих видов — танимбарский какаду (Cacatua goffiniana), обитающий на востоке Индонезии (также известен как какаду Гоффина). Несколько лет назад команда орнитологов во главе с Марком О’Харой (Mark O’Hara) из Венского ветеринарного университета выяснила, что эти попугаи создают из дерева три разных типа инструментов, которые позволяют им извлечь содержимое из-под оболочки семян дерева церберы (Cerbera manghas). С помощью толстого тупого клина какаду расширяют щель во внешнем слое, маленьким острым «ножом» разрезают лежащую ниже тонкую оболочку, а «ложкой» извлекают кусочки семени.

Исследователи обратили внимание, что когда какаду обрабатывает семя церберы, он берет его одной из лап, а орудие — клювом. Второй лапой птица стоит на ветке. Таким образом, за раз она может удерживать только один инструмент. Это заставило авторов заподозрить, что какаду воспринимают клин, «нож» и «ложку» не как набор инструментов для решения одной задачи, а как три разных инструмента для решения трех разных задач. Чтобы проверить, так ли это, О’Хара и его коллеги под руководством Антонио Осуна-Маскаро (Antonio J. Osuna-Mascaró) из Венского ветеринарного университета провели с живущими в неволе какаду три эксперимента. Их дизайн был вдохновлен упомянутым выше поведением шимпанзе при охоте на термитов.

В ходе первого теста какаду должны были вытащить лакомство — орех кешью — из прозрачного ящика, используя набор из двух инструментов. Сначала птицам необходимо было взять короткую твердую палочку и проткнуть мембрану, закрывающую доступ к ореху, а затем просунуть в проделанное отверстие длинную тонкую палочку (а именно трубочку для коктейля) и сбросить ей закрепленное лакомство, чтобы оно упало, съехало по наклонной полке и выкатилось из ящика.

Из десяти птиц, которые участвовали в этом испытании, семь успешно его прошли. Шесть из них смогли добыть орехи девять раз подряд. А две взрослые особи, самец Фигаро (Figaro) и самка Фини (Fini), добрались до лакомства с первого раза всего за 31 секунду и 34 секунды соответственно. Хотя разные особи по-разному подходили к решению задачи, все они перед первой попыткой в течение некоторого времени выбирали подходящий инструмент, беря лапой то одну, то другую палочку. Следует отметить, что какаду сами поняли, как прокалывать мембрану.

В следующем тесте исследователи прятали орех в прозрачных ящиках двух типов: с мембраной, закрывающей отверстие, и без нее. В первом случае, как и в предыдущем эксперименте, какаду, чтобы добраться до лакомства, нужно было сначала проткнуть мембрану, а во втором они могли сразу взять тонкую палочку и столкнуть закрепленный кешью. На этом этапе участвовали пять из шести птиц, которые успешно справились с предыдущим заданием. Каждая из них  взаимодействовала с ящиком одного типа, выбранным случайно. В 128 попытках какаду с первого раза воспользовались необходимым инструментом (короткой палочкой для ящика с мембраной и длинной - для ящика без мембраны соответственно). Лишь в 22 случаях птицы ошиблись с выбором орудия.

На финальной стадии Осуна-Маскаро и его соавторы повторили второй эксперимент с двумя типами ящиков. Однако на этот раз они разместили инструменты на отдалении от ящика с лакомством. Чтобы добраться отсюда до ящика, какаду на первых этапах теста нужно было подняться по лесенке. Затем условия поменяли таким образом, чтобы птице было нужно пролететь несколько метров по горизонтали. А на последнем этапе она должна была взлететь. Выполнить каждый следующий этап с грузом в клюве или лапе было все труднее.

Исследователи предположили, что если какаду воспринимают короткую и длинную палочки как набор инструментов, то в случаях, когда для решения задачи нужно проколоть мембрану, они будут приносить к ящику обе палочки. Эта гипотеза подтвердилась. Из пяти птиц, участвовавших в эксперименте, четыре научились переносить обе палочки сразу, причем три (Фигаро, Пипин (Pipin) и Киви (Kiwi)) делали так неоднократно. Столкнувшись с задачей, для решения которой были необходимы две разные палочки, какаду чаще обычного приносили к ящику оба орудия. А к ящику без мембраны две из трех особей (Пипин и Киви) приносили одну палочку реже, чем обе.

На первом этапе, когда какаду нужно было подняться по лесенке, только Пипин носил оба инструмента сразу (у этой особи отсутствовали некоторые маховые перья, поэтому для нее второй и третий этап модифицировали: вместо того, чтобы заставлять ее летать, исследователи оставляли для нее лесенку, но размещали орудия все дальше друг от друга). При этом для удобства он вставлял короткую палочку в длинную. На втором этапе обе палочки начал носить и Киви. На третьем этапе к ним присоединились еще две птицы. Пятый какаду по имени Зозо (Zozo) так и не научился переносить обе палочки одновременно. По мнению авторов, из-за того, что вертикальный полет энергетически затратен, птицам выгоднее было при необходимости принести оба орудия к ящикам сразу, а не возвращаться за одним из них еще раз.

Результаты исследования подтверждают, что танимбарские какаду, подобно шимпанзе, способны понять, что столкнулись с задачей, для решения которой им понадобится больше одного орудия. Таким образом, они воспринимают несколько палочек, необходимых для решения одной задачи, в качестве единого набора инструментов. На это указывает тот факт, что часть подопытных птиц приносили к ящикам обе палочки одновременно. Более того, две из них понимали, когда для решения задачи достаточно одной палочки, и в таких случаях чаще брали только ее.

Ранее мы рассказывали о том, как большие желтохохлые какаду (C. galerita) из нескольких городов на востоке Австралии начали открывать крышки мусорных баков, чтобы добраться до съедобных отходов. Этот полезный навык возник всего несколько лет назад, а затем широко распространился за счет социального обучения. Более того, попугаи и местные жители даже вступили в гонку вооружений, в которой людям приходится придумывать все новые уловки, чтобы обезопасить контейнеры от птиц.

Гиены поохотились на певчих птиц