На месте крушения флагманского корабля «Грипсхунден» нашли импортные пряности

Вероятно, они предназначались для короля Иоганна Ольденбурга и его свиты

Ботаники провели исследование растительных остатков, собранных во время подводных раскопок затонувшего флагманского корабля «Грипсхунден». Среди них оказались дорогие и экзотические пряности и плоды, включая черный перец, шафран, гвоздику, имбирь и миндаль. По мнению исследователей, эти продукты предназначались для датского короля Иоганна (Ханса) Ольденбурга и его свиты, отправившихся в конце XV века в Швецию. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

В 1397–1523 годах с перерывами существовала Кальмарская уния. Она представляла собой попытку объединения Дании, Швеции и Норвегии. Но этот союз не был прочным из-за противоречий между правящими кругами Дании и Швеции. Например, датские короли регулярно предпринимали попытки сохранить свое ведущее положение.

Так, в 1495 году король Иоганн (Ханс) Ольденбург (1481–1513) решил принудить шведского регента подчиниться датской короне, для чего отправился вместе со своим флотом в город Кальмар. Но это предприятие в самом начале постигла неудача — недалеко от современного шведского города Роннебю флагманский корабль «Грипсхунден» потерпел крушение. Из исторических источников известно, что стоявший на якоре «Грипсхунден» внезапно загорелся и затонул, в результате чего погибло много людей. Самого короля в тот момент по случайности на борту не было.

Хорошо сохранившиеся обломки затонувшего корабля впервые обнаружили дайверы в 1960–1970-е годы на глубине около 11 метров, однако их исследование началось лишь около 2000 года. Оно позволило подтвердить, что находка представляет собой флагман «Грипсхунден». Исследователи установили, что его построили из дубовой древесины, срубленной зимой 1482–1483 годов. Они также обнаружили большое количество артефактов, составили план кораблекрушения, провели подводную съемку и зарисовку конструктивных особенностей судна. При этом неожиданным оказалось то, что подводным археологам не удалось найти следов пожара на корабле.

Микаэль Ларссон (Mikael Larsson) и Брендан Фоли (Brendan Foley) из Лундского университета представили результаты нового исследования затонувшего флагмана «Грипсхунден». Недавно подводные археологи собрали образцы отложений с места крушения, включавшие растительные остатки, после чего передали их для изучения ботаникам.

В общей сложности ученым удалось идентифицировать 3097 остатков растений, относящихся к 40 различным видам. Среди них оказались по одному виду злаков (пшеница), масличных культур (лен) и лекарственных растений (черная белена), два вида орехов (миндаль и лещина), четыре вида ягод, фруктов и овощей, восемь видов пряностей и 23 диких таксона. Подавляющее большинство остатков представляют собой пряности (86 процентов), кроме того, существенная доля приходится на орехи (12 процентов). Исследователи отметили хорошую степень сохранности растительных остатков. Так, многие из них все еще сохранили цвет, эпидерму и мякоть, а шафран — даже характерный аромат.

Исследователи сообщили, что все обнаруженные остатки были найдены на небольшом участке, площадь которого составляла один квадратный метр. При этом остается неясно, как хранились все эти растения, поскольку никаких емкостей из дерева, металла, стекла или керамики рядом с ними не нашли.

По данным ученых, многие обнаруженные растения были очень ценны в средневековой Скандинавии. Например, выращивать пшеницу в этом регионе вплоть до XV века было проблематично, поэтому обычными злаками здесь были рожь, ячмень или овес. Единственная представленная масличная культура в коллекции находок — это лен, которому отводилось важное экономическое значение в Северной Европе с момента его появления в начале I тысячелетия нашей эры. Растение ценилось как за питательные семена, так и в качестве источника для изготовления волокон. На «Грипсхундене», по всей видимости, семена этой культуры добавляли в хлеб и кашу.

Коллекция находок также включала остатки винограда, малины, ежевики и огурцов. Причем последние в Балтийском регионе встречаются крайне редко. Больше всего внимания ботаники уделили пряностям. Часть из них выращивали в этом регионе: черная горчица, укроп, тмин и хмель. Однако другие явно представляют собой импортные товары: черный перец, шафран, гвоздика и имбирь. Письменные источники указывают на то, что впервые эти экзотические специи попали в Северную Европу лишь в эпоху раннего Средневековья и были доступны лишь высшим слоям общества. Более того, в средневековых археологических материалах Скандинавии и Балтийского региона ранее из этих четырех видов находили лишь черный перец.

Ученые заключили, что пряности и другие экзотические продукты (например, миндаль) употребляли в пищу в основном только самые богатые люди. По всей видимости, на «Грипсхундене» они также вряд ли входили в рацион рядовых членов экипажа. Исследователи полагают, что эти товары предназначались для короля Иоганна и его свиты.

Ранее N + 1 уже рассказывал об исследовании затонувшего корабля «Грипсхунден». Так, подводные археологи подняли со дна 3,5-метровую резную фигуру, напоминающую дракона. Кроме того, ученые исследовали слипшиеся в комок монеты, которые указали на денежные проблемы датского короля.

Монеты с места кораблекрушения XV века рассказали о денежных проблемах датского короля